ОТЧЕТ об итогах деятельности управления ЖКХ Пермской области за 2004 год и задачи на 2005 год 2004 год
ЦЕЛЬ : Повышение эффективности функционирования жилищно- коммунального комплекса Ресурс Управление ЖКХ области Штат: 40 чел. Бюджет: тыс. руб., в т.ч. ФОТ 8022 тыс. руб. Пропаганда реформирования ЖКХ 615 тыс. руб. ЗАДАЧИ: 1.Перевод отрасли на рыночные условия функционирования. 2.Обеспечение эффективного менеджмента в ЖКХ. 3.Привлечение инвестиций на реновацию и модернизацию активов отрасли. ОСНОВАНИЕ (госзаказ): 1. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от ). 2. Концепция жилищной политики в Пермской области на 2003 – 2010 годы (принята Постановлением Законодательным Собранием Пермской области от ). 3. Указы и распоряжения губернатора год 2
Общий бюджет ЖКХ в 2003 г. 9,5 млрд. руб. Общий бюджет ЖКХ в 2004 г. 13,4 млрд. руб. Изменение бюджетных составляющих в платежах населения с 2001 г. по 2004 г. и прогноз на 2005 г. 22% 24% 54% 31% 27% 46%42% Перевод отрасли на самоокупаемость 3
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ 30,531,5 0,7% 9,5% Кол- во частных компаний по обслуживанию жилфонда 2003 г.2004 г.2005 г. Всего Созданных за год Применительно к жилищной сфере можно говорить о развитии механизмов управления с участием частных структур и утверждать, что в перспективе эти механизмы получат дальнейшее развитие. Что же касается естественно-монопольных сфер: тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, то здесь опыт преобразований свой. 30% 31,5 5 УК19 УК 60 УК 4
СОДЕЙСТВИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯМ ДОМОВЛАДЕЛЬЦЕВ В УПРАВЛЕНИИ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ Кол- во товариществ собственников жилья 2003 г.2004 г.2005 г. Всего285 ТСЖ343 ТСЖ423 ТСЖ Созданных за год 25 ТСЖ57 ТСЖ80 ТСЖ 30,531,5 1. Отсутствие достаточных источников финансирования капитального ремонта существующего жилищного фонда. По данным ОМС для капитального ремонта и модернизации жилищного фонда области необходимо более 30 млрд.рублей (с учетом недоремонтов за последние лет). 2. Длительная и дорогостоящая процедура (минимум 15 тыс.руб.) оформления земельного участка в собственность домовладельцев. 3. Заключение договоров между ТСЖ и монополистами поставщиками коммунальных услуг (принудительное заключение, путем угроз о приостановление услуги, без урегулирования вопросов по качеству и количеству энергии). 4. Безакцептное снятие денежных средств со счета ТСЖ поставщиками коммунальных услуг. 5. Недостаточное содействие надзорных органов (ФАС, прокуратуры, ОБЭП и т.д.). 4,9%7,3% 10% 31,5 5
ПЕРЕВОД СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ АКТИВАМИ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РЫНОЧНЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАЯ электроэнергиятеплоэнергия Водоснабжение и водоотведение Муниципальные предприятия Операторы Частные предприятия ЗАО «Холдинговая компания «ИНТЕРРОС»; ЗАО «Холдинговая компания «ИНТЕРРОС»; ЗАО «Ренова» (ЗАО «Комплексные энергетические системы»); ЗАО «Ренова» (ЗАО «Комплексные энергетические системы»); ООО «Пермгазэнергосервис». ООО «Пермгазэнергосервис». Подписаны соглашения о взаимодействии администрации области при реализации инвестиционных проектов в комплекс ЖКХ области Объемы реализации коммунальных услуг В основе привлечения частных компаний в ЖКХ лежат договоры концессионного типа, т. е. договоры долгосрочной аренды. Собственность на объекты коммунального назначения при этом остается муниципальной. Только в таком случае удастся создать реальную конкурентную среду на рынке коммунальных услуг г. - 2,9% 2005 г. -50% 2005 г. - 20% Примечание: доля ЗАО «ПСК» в объеме реализации =0%, т.к. реализацией не занимается, а занимается только транспортировкой тепловой энергии (реализацией занимается ОАО «Пермэнерго»). В 2004 г. ЗАО «ПСК» транспортировало 4,56 млн. Гкал./год. 6
ЦЕЛЬ : Повышение эффективности функционирования жилищно- коммунального комплекса ЗАДАЧИ: 1.Перевод отрасли на рыночные условия функционирования. 2.Обеспечение эффективного менеджмента в ЖКХ. 3.Привлечение инвестиций на реновацию и модернизацию активов отрасли. 4.Приведение областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством. ОСНОВАНИЕ (госзаказ): 2005 год - Жилищный кодекс Российской Федерации - Федеральный закон от ФЗ «Об общих принципах регулирования тарифа организаций коммунального комплекса - изменение в Налоговый и Гражданский кодекс РФ - Постановления Правительства РФ от Постановления Правительства РФ от Постановление Правительства РФ от
Разработка нормативно-правовых актов Законы Пермской области: 1.«О содействии объединениям собственников жилья в управлении жилищным фондом 2. «Об утверждении региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в муниципальных образованиях области для начисления субсидий» 3.«Об определении порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» 4. «Об определении порядка предоставлении жилого помещения по договору социального найма в случаях, если гражданином совершены действия, которые привели к уменьшению размера занимаемого помещения или отчуждению» 5. «Об установлении порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению» 6. «Об определении иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма» 8
Указы губернатора области: 1. «О создании системы персонифицированных социальных счетов при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» 2.«Об определении порядка ведения государственного учета жилищного фонда Пермской области» 3.«Об определении порядка управления жилищным фондом Пермской области» 4. «Методика определения предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья, а также величины субвенций с учетом соблюдения в муниципальных образованиях области областных стандартов и тарифов, утверждаемых региональной энергетической комиссией области» Разработка нормативно-правовых актов 9
1.Подготовка перечня объектов по привлечению внебюджетных инвестиций в инженерную инфраструктуру для модернизации основных фондов в 2005 году на основе предложений ОМС. 2. Мониторинг и анализ деятельности частных операторов по инвестиционным соглашениям – ежеквартально. 3. Подготовка рабочих совещаний по итогам деятельности ЗАО «КЭС» в 2004 году. 4. Организационная работа по подготовке договоров долгосрочной аренды между частными операторами и органами местного самоуправления. Привлечение инвестиций на реновацию и модернизацию активов отрасли. 10
Привлечение внебюджетных инвестиций на 2005 г. НаименованиеСумма субзайма МБРР освоение субзайма МБРР на 2005 год (согласно подписанным соглашениям о субзайме) МУП «Водоканал» г. Березники 12,0 млн. долл. США72 млн. руб. КГМУП «Водоканал» г. Кунгур 3,0 млн. долл. США32,4 млн. руб. УМП «ВКХ» г. Чернушка 2,0 млн. долл. США17,2 млн.руб. Общая сумма субзайма 17,0 млн. долл. США (510 млн. руб.) 121,6 млн. руб. (24% от общей суммы) Субзайм Международного банка реконструкции и развития (МБРР) по проекту «Городское водоснабжение и канализация» Субзайм Международного банка реконструкции и развития (МБРР) по проекту «Городское водоснабжение и канализация» Гарантии области по выполнению обязательств по субзаймам водоканалов внесены в бюджет на 2005 год в размере 50,9 млн.руб. Согласно представленным операторами инвестиционных программ, планируемый объем инвестиций на 2005 год. – 353,6 млн. руб. Согласно представленным операторами инвестиционных программ, планируемый объем инвестиций на 2005 год. – 353,6 млн. руб. ЗАО «Комплексные энергетические системы» - 35,2 млн. руб. ООО «Пермгазэнергосервис» - 168,4 млн. руб. ООО «НОВОГОР-Прикамье» - 150,0 млн. руб. итого – 475,2 млн. руб. 11