как одна из форм работы с родителями
Организационные, установочные, или инструктивные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы, класса Внеплановые, посвященные чрезвычайным ситуациям, требующие коллективного совета взрослых людей Совместные с учениками и родителями Отчетные Тематические, информационно-просветительские Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей)
разрабатывается классным руководителем совместно с членами родительского комитета и психологом на весь учебный год.
Цели, задачи и методы образования и воспитания учащихся Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в этом возрасте Обязанности членов семьи, содержание, формы методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания
Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни
Мастерская Педагогическая дискуссия Деловая игра Консультация Конкурс Практикум Конференция Праздник и др.
Словесные Беседа Рассказ Иллюстративные Работа с таблицами Демонстрация слайдов Показ диафильмов Просмотр учебных кинофильмов Использование компьютера Практические Работа с тестами Тренинги
Определить тему, цель, повестку собрания Изучение научно-методической литературы Проведение микроисследования Продумать организацию явки родителей Собеседование классного руководителя с учителями-предметниками
Информация общего характера Анализ развития детей за определенный период (личностные изменения, учебная деятельность) Психолого-педагогическое просвещение Обсуждение организационных вопросов Индивидуальные консультации с родителями
Сделать выводы, раздать памятки Сформулировать необходимые решения Дать информацию о следующем собрании Довести итоги собрания до администрации и коллег-педагогов
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
Выберите наиболее благоприятный день и час для проведения собрания Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей или заготовьте визитки Перед началом собрания объявите повестку
Особое внимание обратите на размещение родителей в классе Продумайте вместе с родителями правила для участников собрания (снимать верхнюю одежду обязательно; отвергая чье-то мнение, необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству и т.д.)
Начинайте собрание с позитивного, затем говорите о негативном, завершайте разговор предложениями на будущее Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов)
В ходе собрания используйте игры и групповые формы взаимодействия родителей Используйте наглядные средства, иллюстрации, фотографии детей класса Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей
В личной беседе оценивайте успехи детей относительно его потенциальных возможностей Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плохой человек» Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку
Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов Давать негативную оценку всему классу Переоценивать значение отдельных предметов Избирать для общения назидательный тон
С хорошего начать и хорошим закончить Выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей О плохом сказать в общем, не называя фамилий В плохих учениках найти хорошее и похвалить за что-то при всех О хорошем – при всех, о плохом - индивидуально
Показать родителям хорошие тетради с хорошими и плохими работами, не называя фамилий Написать благодарность в дневнике за учебу, трудовые дела и др. Награждение родителей грамотами Создание психологического портрета ребенка с помощью определенных значков, объясненных родителям Представление детей по номинациям Анализ дел (отметить каждого)
Общение школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоение педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу