Эмблема Управляющий совет: сущность и полномочия Управляющий совет: сущность и полномочия
Предыстория. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Задачи модернизации: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе: А) распределения ответственности между субъектами образовательной политики; Б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения). (раздел 1.4)
Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии образования. (раздел 2.6.) Предыстория. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
Планируется в установленном порядке закрепить правовой статус попечительского совета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета: - в формировании перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждением сверх соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, - определении направлений профориентационной деятельности, - решении кадровых вопросов, организации общественного контроля за расходованием внебюджетных средств учреждения и др. (раздел 2.6.) Предыстория. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р
"Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений". А.В. Шишлов, председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы (1999–2003 г.г.) Предыстория. Комитет по образованию и науке Государственной Думы г.г.
"Управление школы должно носить государственно-общественный характер. Вот этот общественный компонент мы не используем полностью. … при каждой школе в обязательном порядке возникнут управляющие советы, которые объединят бывших выпускников, представителей местных органов власти, местных работодателей, общественность. Главная их задача – помочь школе организовать достойный уклад жизни. К тому же управляющие советы займутся привлечением в школу внебюджетных средств". А.В. Шишлов, председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы (1999–2003 г.г.) Предыстория. Комитет по образованию и науке Государственной Думы г.г.
Командно-административный подход к управлению образованием Управление школой, по-прежнему, во многом строится в командно-административном подходе. По существу и по преимуществу, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы на уровне управленческих решений, в 99% школ определяются директором, либо учредителем и вышестоящими органами государственного управления, а именно: – Содержание обучения; – Образовательные технологии; – Система и критерии оценивания; – Режим работы школы; – Экономика школы; – Кадры и многое другое.
Начало эксперимента – январь 2005 года Министр образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2004 г. АФ-144 Министерство образования и науки Российской Федерации считает, что усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями является одним из важнейших направлений развития образования. В целях развития демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями в системе общего образования, широкого привлечения к управлению образовательными учреждениями представителей профессионального педагогического сообщества, родителей (законных представителей) обучающихся, выпускников образовательных учреждений и представителей местной общественности прошу поддержать инициативу общеобразовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений. Министр А.А. Фурсенко
(продолжение письма Министра) Министерство образования и науки Российской Федерации готово оказывать правовую, методическую и организационную помощь органам управления образованием и общеобразовательным учреждениям в проводимой работе. Министр А.А. Фурсенко
Роль Управляющего совета (в соответствии с нововведениями) Стратегическая – разработка стратегии развития школы, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает прогресс; Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и участие в финансово– хозяйственной деятельности школы; Координирующая – обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и финансовых вопросах; Информационная – обеспечение доступности в получении информации всем участникам образовательного процесса с целью содействия развития качества образования.
Принципы работы Управляющего совета (УС): – Управляющий совет действует как корпоративный орган, созданный для защиты интересов школы; – УС является коллегиальным органом, наделенный управленческими полномочиями; – Управление школой осуществляется по принципу распределения полномочий между директором школы и Управляющим советом; – УС работает на принципах открытости и демократической подотчетности участникам образовательного процесса и местному сообществу.
Права и ответственность членов Управляющего Совета Члены Совета имеют право: – участвовать в заседаниях Совета и его комиссий; – инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета; – требовать от администрации предоставления всей информации, необходимой для работы Совета; – присутствовать на заседаниях педагогического совета с правом совещательного голоса; – присутствовать в качестве наблюдателя при проведении лицензирования и аттестации; – досрочно выйти из состава Совета. Член Совета обязан принимать активное участие в деятельности Совета, действовать при этом добросовестно и рассудительно, критично, но доброжелательно
Полномочия Управляющего совета а) принимает изменения и дополнения к Уставу общеобразовательного учреждения и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения; б) согласовывает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования по представлению руководителя общеобразовательного учреждения после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения;
Полномочия Управляющего совета в) утверждает программу (план) развития общеобразовательного учреждения (по представлению руководителя образовательного учреждения); г) устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников и источники финансирования затрат на ее приобретение;
Полномочия Управляющего совета д) рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету бюджетного финансирования и согласовывает смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников; е) ???? представляет учредителю для назначения на должность руководителя общеобразовательного учреждения кандидата, избранного по конкурсу, процедура проведения которого определяется уставом общеобразовательного учреждения. Учредитель вправе отклонить представленную советом кандидатуру только в случае нарушения процедуры проведения конкурса; ж) ???? ходатайствует перед учредителем общеобразовательного учреждения о расторжении трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения.
Работа членов Управляющего совета Дополнения к Типовому положению … 80. Члены совета общеобразовательного учреждения работают на общественных началах. Общеобразовательное учреждение не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам своего совета за выполнение ими возложенных на них функций.
Разграничение функций Дополнения к Типовому положению … 87. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его уставом в части, не урегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании" и настоящим Типовым положением. 4. Попечительские советы, функционирующие как органы самоуправления общеобразовательных учреждений, преобразовать в советы общеобразовательных учреждений, отнеся к их компетенции, составу и порядку формирования нормы, определенные настоящим Типовым положением.
Соотношение функций Попечительского Совета и Совета общеобразовательного учреждения
Главная и самая сложная роль в становлении Управляющих советов принадлежит директору школы Эффективно организованная деятельность Управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников школы, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития общеобразовательного учреждения как демократического сообщества.