Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района Тел г. Солнечногорск, ул. Красная 124 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Солнечная» Тел Солнечногорский район п. Смирновка Портфолио Зав. библиотекой МОУ СОШ «Солнечная» Васильевой Марии Викторовны. Руководитель ОУ: Есаян А.Ю. Программные средства: Adobe Photo Shop Microsoft Power Point г. Солнечногорск 2007 год.
Есаян Аркадий Юрьевич Директор школы Кузнецова Елена Валентиновна Зам. директора по УВР Борисова Маргарита Ивановна Зам.директора по ВР Заведующая библиотекой: Васильева Мария Викторовна. Дата рождения: 13 апреля 1972года. Образование: средне-специальное. Библиотечный техникум, 1991год, с отличием. незаконченное высшее. РГСУ, специальность: педагог – психолог Специальность по диплому: библиотекарь. Категория: 1 Разряд: 13 Администрация школы
Стаж работы в данном учебном заведении составляет 15 лет. В КНО входит в актив метод. объединения, выполняет обязанности секретаря по ведению протоколов работы метод. объединения. За время работы в школе, зав.библиотекой проходила курсы повышения квалификации: в 1997г в ИПК и ПРО МО по теме «Воспитание читательской культуры школьников». В 2001г в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования РФ по теме «Современная библиотека в инновационном образовательном учреждении». В 2005г. в Компьютерном центре информационных технологий полный курс «Пользователей персонального компьютера» по специальности «Персональный компьютер для библиотекаря». В 2006 г. «Профессиональный имидж педагога», на базе КНО и принимает участие в целевых курсах по накопительной системе. За время работы была награждена грамотами и благодарностями от КНО. А методическая разработка экологического вечера «Путешествие по лесной тропинке» была помещена в книгу «Из опыта работы учителей Солнечногорского района по патриотическому воспитанию школьников» (материалы районной научно-практической конференции по краеведению «Лишь тот народ не погибает, где дух отечества живет»)
В 2006 году принимала участие в районном конкурсе «Школьный библиотекарь года», где заняла I место.
Основные показатели работы библиотеки школы «Солнечная» за учебный год. Всего читателей Всего читателей учащихся Количество посещений Книжный фонд Книговыдача Средняя обращаемость фонда - 2 Читаемость- 28 Фонд учебников Информационная ёмкость медиатеки – 28 Гб
Цель работы библиотеки МОУ СОШ «Солнечная». Способствовать формированию мотивации учащегося к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации. Основные направления в работе и задачи библиотеки. 1. Вести работу с учетом образовательных и воспитательных задач, которые стоят перед районом и непосредственно школой, с учетом годового плана учебно-воспитательной работы. 2. Содействовать учебно-воспитательному процессу и повышать эффективность информационного обслуживания. 3. Способствовать формированию у читателей навыков независимого библиотечного пользования: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации. 4. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Поддержание в рабочем состоянии книжный фонд библиотеки. 5. Создание условия для духовного и физического развития ребенка, для реализации творческого потенциала каждого учащегося. Пропаганда здорового образа жизни и высокого уровня физического развития. 6. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей), развитие связей семьи и школьной библиотеки. 7. Формирование правовой культуры читателей, гражданственности, патриотизма, расширение читательского интереса к истории России в целом и Солнечногорского района в частности.
Приоритетные направления работы учебный год. Здоровье- сберегающее Краеведческое Информационное ПатриотическоеЭкологическое Духовно- нравственное 1.Конкурс «Мое род- ное Подмосковье». 2. Обзор книжных выставок. 3. «Жизнь без наркотиков». 4. Конференция «СПИД- угроза человечеству 5 Помощь в проведении « VІ Олимпийских игр», «Дня здоровья» и др. спорт. мероприятий 1.Обзор выставок. 2. «Сказка о дорожном движении». 3. «Сказка с познавательной нагрузкой «Проделки коварных фей» 1.Выставки к православным праздникам. 2.«Рождество Христово». 3. «Пасха» 1. Организация выставок. 2. Конкурсная программа (1-4 кл.) «В гостях у природы». 3. Организация заочной викторины « Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!» 4. «Жалобная книга природы» 1. Обзор период.изданий и новых поступлений. 2. Интеллектуальное состязание (5-7кл.) «Кирилл и Кириллица 3. Неделя дет. книги. 4Библиограф-кая викторина «Корабль мысли». 4. Знакомство с библиотекой воспитанников дет. садика Библиот. уроки. 2. Организация выставок к знамен. датам. 3. День Победы. 1.Праздник к 66- летию разгрома немецких захватчиков под Москвой.
Одним из основных направлений деятельности библиотеки в течение уже нескольких лет является содействие формированию здорового образа жизни школьников, оказание помощи в такой важнейшей сфере социализации, как создание здоровой полноценной семьи, а также профилактике асоциальных явлений. Эту работ я веду в тесном сотрудничестве с преподавателями школы, руководителями кружков и организациями, занимающимися этой проблемой профессионально. Здоровьесберегающее направление Свою задачу я вижу в широком использовании печатного издания, информации и воспитании юношества на примерах изданий по вопросам медицины, психологии, морали. Пропаганда произведений литературы, посвященных любви, целомудрию, нравственности, дает возможность подростку выбирать правильные нравственные ориентиры
Из года в год в свой план работы, я включаю мероприятия по здоровому образу жизни. А так как здоровый образ жизни предполагает не только физическое здоровье, но еще и здоровье нравственное, общую и экологическую культуру каждого человека и общества в целом, тематика мероприятий по этому направлению - разнообразна. Место проведения зависит от темы занятий и его формы. Темы мероприятий интересны и увлекательны. Это и медицинские проблемы, физическое развитие, культура поведения, опасность и вред негативных привычек, вопросы любви и дружбы. Формы проведения многообразны: от беседы и обзоров до больших мероприятий. Интересны были беседы по вопросам нравственности: «Семья в жизни человека», «Еще раз про любовь…». Обзоры печатных изданий по вопросам здорового образа жизни, личной гигиены, вредных привычек: «Наркотики - свобода или зависимость, полет или падение?», «Все ли я знаю о себе», «Уроки красоты», «Нет вредным привычкам».
Совместно с кружком «Мини-театр - Здоровье», проводился мониторинг по исследованию асоциальных явлений в нашей школе. Предоставляем вашему вниманию, часть вопросов и ответов учащихся по теме: «Курение наших учащихся». Данные социологического исследования «Курение наших учащихся». (среди учащихся 5-11 классов. 117 чел.) 1.Курите ли вы? Нет- 100 чел. Да-17 чел. 2.Если курите, то сколько? Менее 1 года – 7 чел. Более 1 года – 8 чел. 3.Что заставило вас закурить? Не хотелось отличаться от друзей -1 чел. Это модно – 3 чел. Это красиво – 1 чел. Это придает уверенность – 1чел. Все в доме курят – 2 чел. Просто захотелось – 6 чел. 4.Что помешало? Не хватило силы воли-3чел. Боялись поправиться – 1 чел. Нет поддержки в семье – 2 чел. Другое – 6 чел. 5. Что заставляет курить? Привычка-6 чел. Способ успокоится – 8чел. Другое – 1 чел. 6.Пробовали ли хоть раз курить? Да – 85 чел. Нет – 32 чел. 7.Знают ли родители что вы курите? Да – 5 чел. Нет -5 чел. Догадываются – 5 чел. 8.Как родители относятся? Одобряют -2 чел. Не разрешают – 12чел. Помогают бросить – 11 чел.
Работа со всеми категориями учащихся ведётся при тесном сотрудничестве с руководителями кружков. Поэтому информационно насыщенно проходят акции: «Скажи наркотикам – нет!», «День некурильщика» для 8-11 классов, «Турнир будущих семей», «Табак и верзилу сведет в могилу» для 5-11 классов. Выступление агитбригады «Музей восковых фигур» произвело сильное впечатление как на участников, так и на зрителей. После такой «экскурсии» вряд ли кому захочется взяться за стакан или иглу. Доказано, что наиболее эффективным путем борьбы с асоциальными явлениями является их профилактика. Именно она является необходимым барьером, сдерживающим эпидемию пагубных пристрастий в большинстве развитых стран мира. Роль профилактики будет постоянно возрастать. А следовательно, будет возрастать и роль библиотек как учреждений, умеющих грамотно предоставлять информацию и заинтересовывать идеями здоровой жизни.
Ролевая игра-конференция: «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни». В игре принимали участие: фермеры, производящие пищевые продукты; представители фирм, производящих пищевые продукты; врачи: гастроэнтеролог, инфекционист, санитарный врач, неонатолог, уролог, онколог, валеолог, аллергологог; ученый и независимые эксперты; диетологи, повара,владельцы ресторанов, кафе; химики; журналисты, пишущие о спорте и здоровье. Конференция начинается с оглашения повестки дня: 1.Состав потребительской корзины учащихся. 2.Дискуссия о предупреждении загрязнения продуктов. 3.Секреты правильного питания. Школьные праздники и игры: «Вредные привычки», «Режим дня», «Праздник здоровья», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» для 1-4 классов.
Сегодня нашему государству нужна не только умная, но и здоровая молодежь. Ведь будущее страны – не только ее интеллектуальный потенциал, но и крепкий генофонд населения, ведущего здоровый образ жизни. Самый оптимальный путь решения этой проблемы – массовое вовлечение населения в спортивные мероприятия, занятия физической культурой и спортом. В нашей школе уже стали традицией проведение Зимних Олимпийских игр, Дня поселка, Недели физической культуры. К этим дням в библиотеке оформляются агитационные и информационные стенды, выставки «О, спорт – ты мир!», «Спорт и я». Готовятся обзоры газетных статей на тему: «Спортивные праздники в нашем городе» по материалам газет «Сенеж», «Солнечногорские просторы». Ведется работа по подготовке к викторинам, которые проводятся в рамках этих праздников. В библиотеке создан и регулярно пополняется библиографический список по здоровому образу жизни, начата работа по созданию картотеки на данную тему. В школе -- 89% детей заняты в кружковой работе – это способствует развитию их творческих способностей, расширению кругозора, межличностному общению. С этой же целью библиотекой выпущено пособие «Досуг и развлечения», где собран подробный материал о всех творческих объединениях, имеющихся в нашей школе. А также идет подготовка по сбору материала по нашему району. В школе -- 89% детей заняты в кружковой работе – это способствует развитию их творческих способностей, расширению кругозора, межличностному общению. С этой же целью библиотекой выпущено пособие «Досуг и развлечения», где собран подробный материал о всех творческих объединениях, имеющихся в нашей школе. А также идет подготовка по сбору материала по нашему району. В школьной газете, выпускаемой в кружке «Пресс-цент», руководителем которого, является библиотекарь школы Васильева М, ведется рубрика о здоровом образе жизни, по материалам других печатных изданий, которая планируется быть постоянной. В школьной газете, выпускаемой в кружке «Пресс-цент», руководителем которого, является библиотекарь школы Васильева М, ведется рубрика о здоровом образе жизни, по материалам других печатных изданий, которая планируется быть постоянной.
В статья 29 п.4 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин имеет право на получение информации, т.е. информация должна быть доступной всем. Вроде все ясно и понятно. Но когда дело касается профилактики наркозависимости, становится невероятно сложно провести грань между доступностью информации и рекламной деятельностью. Например: учитель химии проводит урок на тему «Химический состав наркотических веществ». Он дает доступную информацию? Или рекламирует тем, кто еще не знаком с наркотическими веществами, каким образом их можно изготовить? Что это? Ведь реклама – это тоже информация, доступная информация. Какими же знаниями и какой же интуицией должен обладать библиотекарь, чтобы суметь провести эту тонкую грань? И насколько высоко должно быть у него развито чувство ответственности, ответственности за ту информацию которая исходит от него. Не случайно ведь о слове сказано, что им можно убить, а можно и воскресить. И еще один немаловажный аспект: информация должна быть дифференцированная. Одна информация должна идти на специалистов работающих с детьми. Совсем другая – на родителей. И совсем уже иная – на подростков и юношества. Работу по пропаганде среди молодежи здорового образа жизни, физической культуры и спорта библиотека рассматривает не как очередную компанию, а как важную составляющую деятельности библиотеки по содействию социализации молодой личности, рассчитанную на длительную перспективу. Как показала практика, использование разнообразных форм в пропаганде среди молодежи здорового образа жизни является эффективным, так как позволяет решать ряд важных вопросов, таких как: -Рассмотрение актуальных молодежных проблем; -Воспитание у молодежи активной жизненной позиции, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, привлечение к чтению, приобретение культуры общения, культуры ведения дискуссии; -Предоставление юным возможности общения в нормальной обстановке как в среде своих сверстников, так и с представителями разнообразных структур; возможность довести до их сведения свои проблемы, влиять на принятие решений в области молодежной политики своего поселка; объединение усилий библиотеки и других организаций, работающих с молодежью. Информационное направление
Вот уже который год, в нашей школе существует замечательная традиция – знакомить воспитанников детского садика «Медвежонок» со школьной библиотекой. После такой встречи дети уходят с большим желанием побыстрее научиться читать и придти в школу записаться в библиотеку. Неделя детской книги – это одна из интереснейших недель учебного года. Каждый год имеет свою тематику: 2006 посвящен 50-летию сказки «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова, 2007 посвящен 125-летию К.И. Чуковского, а 2008 посвящен 95- летию С.В. Михалкова. Вопросы анкетирования были, есть и будут основной и неотъемлемой частью индивидуальной работы с читателями и, следовательно, необходимы в первую очередь работникам библиотек. Анкетирования, опросы – ключевое звено, позволяющее правильно определять направления работы с молодежной читательской аудиторией. Тест «Хочешь узнать о себе?» (принимали участие -7 чел. из 8а, и 11 чел. из 8б класса). Результаты следующие: 6 чел. –интересные личности, наблюдательны. Чувствительны и обладают богатым воображением. Склонны к рефлексии. Книга помогает им узнать себя и других. Именно на таких рассчитывает художник свои произведения. 12 чел. – активные личности. Хотя и читают, но больше по необходимости, чем по зову души. Вчитываться в книгу им не хватает терпения, усидчивости. Анализировать прочитанное для них настоящая мука. Они читают между делом, и только острые приключения могут их привлечь. Тест для родителей «Ваш ребенок в зеркале чтения» (принимали участие 16 родителей 8а,б класса). 8 чел. – Их ребенок принадлежит к категории читателей, читают которые время от времени, в основном выбор их литературы определяется школой. Он может прочесть книгу по необходимости, но, потребности в самостоятельном чтении не испытывает. Чтение по принуждению приносит мало пользы. Поэтому дома необходимо больше говорить о книгах, рассказывать о тех, которые вас лично взволновали, чтобы не прочитать их было просто невозможно. 8 чел.- Родители, чей ребенок любит читать и делает это с удовольствием. Круг его читательских интересов широк, книга для него – это средство познания мира и размышлений о жизни и самом себе. Он способен на правильный выбор литературы. За чтением таких детей не нужен контроль. Это вполне сформировавшийся читатель. Этот тест был интересен как для учеников, так и для родителей, т.к сразу можно было определить результат теста и получить какие то рекомендации.
Работая над проблемой экологического состояния окружающей среды, наша библиотека регулярно ставит задачу перед молодежью и юношеством хотя бы частично разобраться, что же происходит в нашем доме, и постараться пробудить в них чувство ответственности за все живое и неживое на Земле. И еще раз убедить молодых людей, что наше здоровье и здоровье нашей Земли зависят от взаимоотношений с природой. В нашей библиотеке ведется каждодневная работа по экологической просветительской деятельности. По всем учебным дисциплинам, в которых освещаются экологические проблемы, я рекомендую дополнительно прочесть произведения В. Астафьева, П. Проскурина, Ч.Айтматова, В.Белова; статьи и рецензии, где эти произведения анализируются с точки зрения экологических проблем, публикации местных периодических изданий. Экологическое направление В нашей библиотеки ведется большая работа по пропаганде экологических знаний, творчества писателей, композиторов и художников, писавших о родной земле «Певцы родной природы», «О природе тихим голосом», «Мир природы в литературе и искусстве», сообщается много интересных фактов о явлениях природы, цветах, деревьях, травах. Все эти мероприятия сопровождаются книжными выставками, выставками-размышлениями Большой популярностью у читателей пользуются такие формы библиографического информирования, как обзоры литературы и библиографических пособий, ежеквартальные дни информации, просмотры и обсуждения литературы по экологическим проблемам. Также проводятся презентации периодических изданий экологической направленности. Наша библиотека работает с различными категориями читателей, учитывая возрастные, психологические, профессиональные и другие интересы. Для учителей в библиотеке проводятся консультации, беседы, информационные обзоры. Совместно с преподавателями школы для учащихся проводятся ежегодные экологические акции: «День птиц», «День поселка». К этим датам приурочиваем выставки книг, поделок из природного материала, рисунков, конкурсные программы «Солнце, воздух и вода», «Найди след – раскрой секрет» А экологический вечер «Путешествие по лесной тропинке» получило высокую оценку не только в нашей школе, но и в районе. Методическая разработка вечера была напечатана в брошюре «Из опыта работы учителей Солнечногорского района» (материалы районной научно-практической конференции ).
Школьная читательская конференция по книге В.И. Иванова «Солнечногорцы во славу Родины» прошла очень интересно. Цель проведения конференции: Формирование коллективного читательского мнения о книге В.И. Иванова «Солнечногорцы во славу Родины». Воспитание у подростков умения глубоко анализировать прочитанное, видеть то новое в раскрытии обсуждаемой проблемы, что характерно для книги, разбираемой на читательской конференции. В работе конференции приняло участие 105 человек. Присутствовали учащиеся 8-11 классов. Программа конференции включила в себя доклады по книге В.И. Иванова «Солнечногорцы во славу Родины», а также обсуждения по книге которые затем прошли по классам. Перед конференцией был проведен мониторинг среди учащихся 9 классов по теме «Особенности восприятия историко-патриотической литературы современными подростками и юношеством», который показал, что детям, интересна тема ВОВ и они хотели бы побольше узнавать о событиях, происходивших в то время. Так же перед конференцией прошёл обзор литературы на военную тематику конкурс рисунков, организованы книжные выставки. Патриотическое и краеведческое направление В нашей школе существует многолетняя традиция празднования Праздника Победы с приглашением на него ветеранов ВОВ, тружеников тыла и людей которым близка эта тема. К мероприятию готовиться вся школа. В библиотеки организуется выставка книг на тему ВОВ, разрабатывается сценарий праздника, проводятся викторины. Еще одна из традиций нашей школы – это совместное с сельским советом, празднование «Дня призывника». В библиотеке к этому дню готовятся тематические выставки, проводятся беседы по классам «Русская армия: вчера, сегодня, завтра», где ребята обсуждают вопросы об альтернативной службе, профессиональной армии, о качествах, необходимых современному солдату. Без знания прошлого нельзя по достоинству оценить наш сегодняшний день. Историческая память – великая сила. «Гордимся славой наших предков», «Храня веру и память» - на эти темы прошел цикл бесед об исторических победах России, её великих сынах. Проявив интерес к истории, ребята стали читать книги по этой теме.
Если несколько лет назад мы говорили о том, как молодое поколение в библиотеку, то сегодня нас волнует вопрос, как и чем удовлетворить возрастной привлечь интерес к деловому чтению и что предложить пользователю библиотеки для формирования и развития его духовного мира. И один из путей преодоления проблем – это приобщение молодежи и подростков к национальным корням, к традиционной культуре нашего народа, к его духовным ценностям, героическому прошлому. Алкоголизм, наркомания, разгул преступности – это следствие, а причиной их является бездуховность и отсутствие в молодом поколении нравственных основ. Поэтому духовно-нравственное воспитание, является самым важным направлением в нашей работе. Возрождение духовности человека является одним из основных направлений в деятельности нашей библиотеки. Эта работа активизировалась в период подготовки к РМО школьных библиотекарей по теме: «Библиотечная поддержка духовно-нравственного воспитания». В программу РМО входили следующие мероприятия: Посещение гостями Музея трудовой и боевой славы жителей поселка «Смирновка»; Презентация «Православная культура. Два взгляда на жизнь.»; Праздничное представление «Рождество Христово», подготовленное учащимися 3 класса и круглый стол на тему «Духовно-нравственное воспитание школьника». Духовно-нравственное направление Приобщая ребенка к культуре, мы не должны забывать, что самым главным направлением ее деятельности является пропаганда книги, ибо какой бы великой и признанной во всем мире не была литература, если она не читается, то, как говорил С.Маршак: « Все произведения Гомера, Шекспира, Гёте, Пушкина – всего лишь немая и мертвая груда бумаги ». Приобщение ребенка к таинству чтения в нашей школе ведется не путем занудных нотаций и призывов, а воплощается в форме праздников, викторин, различных конкурсных программ. Составной, основной частью библиотечно-библиографического обслуживания является выставочная деятельность. Открытый доступ как нельзя лучше способствует привлечению внимания к чтению. В нашей библиотеки постоянно действуют и обновляются следующие тематические выставки: «Жизнь Православная», «Дорога к Храму», «Святые земли Русской», «Духовные корни народа»
Хотелось бы отметить следующее, что какие бы направления в работе библиотеки по воспитанию юношества мы бы ни выбирали – краеведческое, экологическое, патриотичес- кое, эстетическое и т.д., - мы видим, что каждое имеет нравственный, духовный аспект. И наоборот, духовно-нравственное воспитание включает в себя каждое из этих направлений. Годы работы в школьной библиотеке утвердили меня в мысли, что наша деятельность не должна замыкаться в узком кругу камерных встреч и бесед. Каждый ребенок как читатель по- своему интересен, в каждом из них есть своя изюминка, и наша задача – помочь детям обрести себя и найти «свою» книгу. Поэтому я предпочитаю яркие, массовые формы пропаганды книг, не исключая индивидуальную работу с читателями. Школьная библиотека сегодня должна стать важным элементом современной информационно-образовательной средой. Переход к информатизации не может не повлиять на содержание работы школьной библиотеки. Приоритетные направления нашей работы связаны с использованием новых информационных технологий и современных технических средств обработки информации. В нашей библиотеки стоит компьютер, принтер и это не только для работы библиотекаря. Составлен график работы на компьютере, когда дети могут поработать над докладом, рефератом. Так же в библиотеку поступили электронные средства учебного назначения на дисках, которыми пользуются дети, когда им это необходимо.
От читателей с любовью! Есть в нашей школе оазис: Там море цветов и книг, Там веет добром и уютом, Спокойствием каждый миг! Хозяйка этого царства На редкость мила и добра И как полагается в сказке Героями окружена: Без устали ставит спектакли, Сама режиссёр, оформитель И рукоплещет в восторге Влюбленный в Вас маленький зритель!!! Читательница библиотеки МОУ СОШ«Солнечная» Щеглова Елена Ой вы, гой еси, люди русские, Добры молодцы, красны девицы. Ой вы, мудрые библиотекари. И вы, гости почтенные милые, Собралися мы в светлой гриднице Не на масленку, не на ярмонку. Да не пиво пить и не мед варить, А хвалу воздать нашей Марьюшке, Нашей Марьюшке, дочке Виктора. Уже 15 лет наша Марьюшка В школе «Солнечной» отработала Не историком, не биологом, А начальником книг хранилища. Чистота у нее и уют кругом. Формуляры ведет – залюбуешься Фонды все с ББК согласованы Картотеку ведет не гусиным пером, А в компьютер заносит грамотно. И машину эту премудрую Самоучкой Мария освоила, И теперь весь народ учительский Учит пользоваться медиотекою. Но не только сидит наша Марьюшка В библиотеке своей безвылазно: Ей подвластна и сцена школьная, И экскурсии - разнообразные. И рисует она, и поет она, Классно пользуется видеокамерой. И вообще человек она творческий, Энергичный и жизнерадостный. Ведь известно всем испокон веков, Что начало всему только чтение, Целью жизни должно быть творчество. Учитель рус. языка Коренякина О.В. учитель географии Мишукова Т.П.