Семинар-практикум «Адаптационный период в школе»
Цель: Оказание помощи педагогам в осознании смысла адаптационного периода и принятия его идеи. Задачи: 1. осмысление результатов адаптационного периода; 2. определение психолого-педагогических задач для продолжения работы с классом; 3. понимание и осознание тех трудностей, с которыми сталкиваются ребята при поступлении в школу, переходе на вторую и третью ступени обучении.
План 1. Адаптационный период в школе. 2. Педагогическая помощь учащимся в преодолении трудностей адаптационного периода. 3. Задачи адаптационного периода. 4. Результаты изучения процесса адаптации учащихся 1, 5 и 10-х классов (1 срез). 5. Самоисследование «Осознание смысла адаптационного периода».
Адаптационный период в школе
Адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный процесс приспособления индивида в условиям социальной среды. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Представьте себе ситуацию: «Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе. Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?»
Задание «Представьте себя на месте ребят, пришедших в 1-е, 5-е и 10-е классы. С какими трудностями могут встретиться дети, придя в школу, попадая в новый класс?»
Задачи адаптационного периода
Задачи адаптационного периода для первоклассников: - помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - нешкольник); - ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии; - научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости).
Задачи адаптационного периода для пятиклассников: - адаптация к «разноголосице» требований учителей; - введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»); - выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на полоролевое взаимодействие; - принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.
-принятие позиции «ученик-старшеклассник»; -принятие новичков в коллектив; -поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника; -узнавание специфики мира юноши и мира девушки; - организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи. Задачи адаптационного периода для десятиклассников:
Результаты изучения процесса адаптации учащихся 1, 5 и 10-х кл. (1 срез)
Задачи исследования: изучение процесса адаптации учащихся; выявление учащихся с дезадаптацией; предоставление рекомендаций классным руководителям и учителям-предметникам на каждого обследованного ученика с целью осуществления к ним индивидуального подхода; оказание психолого – педагогической помощи учащимся в новой ситуации обучения.
САМОИССЛЕДОВАНИЕ «Я хочу, чтобы адаптационный период...» «Это возможно, если...». «Кто или что может мне в этом помочь?»
Помните, что каждый ребенок несет в себе огромную мудрость, постарайтесь познать эту мудрость и использовать ее для взаимного духовного роста!
Удачи вам, сельские и городские Уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в школьные классы. Одни - как в клетку, другие - как в храм. Р.Рождественский