Организация исследовательской деятельности учащихся Воронкова М.М. учитель биологии МОУ «Гимназия 5» г.Чебоксары
Увлечь другого - может лишь тот, кто увлечен сам!
В организации научно-исследовательской работы ставлю следующие задачи: Обучить умениям и навыкам исследовательской работы Повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску Знакомить с едиными требованиями к оформлению исследовательской работы Способствовать формированию навыков публичных выступлений Использовать информационные технологии в оформлении и презентации исследовательской работы
формированию практического опыта в различных сферах деятельности; обучению технологии научного исследования; выработке представлений о методах научного исследования; развитию у учащихся аналитического мышления, психологических и исследовательских умений, позволяющих выявить проблему, построить гипотезу, провести наблюдения, сделать обобщения; развитию у ребенка критического мышления, умению искать пути решения поставленной цели. способствует:
это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под руководством специалиста, в ходе которой реализуются следующие этапы:
Этапы исследовательской деятельности: - изучение теоретического материала - выделение проблемы, постановка цели и задач исследования - формулировка рабочей гипотезы - освоение методики исследования - сбор собственного экспериментального материала - обработка материала - обобщение, анализ, выводы - представление исследовательской работы
Развитие авторской позиции юного исследователя Самостоятельная работа учащихся Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы Выбор объекта Анализ результатов и выводов
«Назначение Учителя- помочь родиться мысли ученика». (Сократ) Консультационная работа руководителя Создание теоретической базы Подбор методики под задачу Составление плана работы Подбор методики обработки Составление плана презентации
7 шагов технологии НИР учащихся 1 шаг – организация группы и личная актуализация проблемы 2 шаг – постановка вопроса исследования (определение объектной области, объекта, предмета исследования)
3 шаг – изучение научной литературы и уточнение темы 4 шаг – определение целей и задач (формулирование гипотезы, темы) 5 шаг – сбор и предварительная обработка собственного материала 6 шаг – оформление результатов исследования 7 шаг – представление, защита работы
Этапы формирования исследовательских компетенций (5 класс) курс «Основы технологии НИР» включение элементов исследования в урок (ПДО) практические занятия (экскурсии, лабораторный практикум) творческие проекты «Мое открытие» НПК (секция «Почемучки»)
Годовой цикл развития исследовательской деятельности учащихся 6-11 классов: майиюнь- август сентябрь- октябрь ноябрьдекабрь акция «Найди себя!» сбор материала обработка материала Большие гимназиче ские чтения Оформление работы Малые гимназиче ские чтения
январьфевральмартапрельмай школьная НПК, пропаганда НИР среди уч-ся НПК «Открытия юных», МГОУ «Excelsior»Межрегио- нальные НПК рефлексия, подготовка работы на российские конкурсы Акция «Найди себя!»
Ожидаемые результаты: -Атмосфера сотрудничества и партнерства -Раскрытие потенциальных возможностей учащихся -Расширение кругозора, развитие интеллекта детей -Овладение учеников способами научной организации труда -Углубление знаний школьников по интересующим проблемам -Результативность выступлений учеников на олимпиадах -Успешное участие школьников в НПК
Образовательные продукты: - Отчеты летних наблюдений - Творческие проекты учащихся - Реферативно-исследовательские работы в среднем звене - Научно-исследовательские работы старшеклассников - Публикации тезисов исследовательских работ - Банк презентаций, тезисов работ – призеров НПК различных уровней
Результаты 2010 г: НПК «Открытия юных» - Диплом 2 степени секция «Экология» Республиканская конференция по экологии («Эткер») –Диплом 2 степени секция «зоология» Республиканская конференция – фестиваль «Excelsior» - Диплом 2степени секция «зоология», Диплом 3 степени секция «Загрязнение сред» Межрегиональная НПК «Александровские чтения» г. Йошкар-Ола – 2 место секция «биология», 3 место секция «экология» Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юные исследователи окружающей среды» г. Москва – Диплом 2 степени секция «зоология беспозвоночных» Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» г. Обнинск – Лауреат 2 степени секция «зоология» Всероссийский конкурс «Первые шаги» г. Москва – 1 место в номинации «Проблемы поставленные нам жизнью» Всероссийский конкурс юннатских работ им. проф.П.Мантейфеля – Диплом 3 степени Всероссийский конкурс им. Вернадского В.И. – 2 место секция «зоология»
Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности