НОУ СПО Челябинский юридический колледж МУЛЬТИМЕДИА И ФОМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СФЕРЫ СЕРВИСА Орлова И.Г., преподаватель высшей квалификационной категории, председатель предметно-цикловой комиссии менеджмента и маркетинга
Рассмотрев проблематику реализации компетентностного подхода, следует заключить, что в системе общего и профессионального образования сформирован соответствующий понятийно-категориальный аппарат, создана модель компетентностного подхода, отличающиеся многообразием трактовок и интерпретаций вопросы реализации компетентностного подхода остаются одними из наиболее острых и обсуждаемых в отечественной педагогике внедрение компетентностного подхода (несмотря на наличие ФГОС СПО) осложнено вариативностью и альтернативностью профессиональных образовательных программ, конкуренцией в деятельности образовательных учреждений требуются значительные затраты времени и усилий преподавателя в условиях компетентностной парадигмы образования
Мультимедийные презентационные технологии являются одним из актуальных направлений внедрения использования информационных технологий в образовательный процесс повышают информативность и эффективность занятия, способствуют повышению педагогического мастерства преподавателя предоставляют возможность организации самостоятельной работы студентов при выполнении ряда условий могут быть эффективным инструментом формирования общих и профессиональных компетенций выпускников
Управление самостоятельной работой студентов специальностей сферы сервиса по подготовке мультимедиапрезентаций включает определение цели презентации, разработка тематики (защита курсовой работы, представление отчета по практике, самостоятельная работа в рамках программы дисциплины или модуля, доклад на конференции, творческое олимпиадное задание) инструктирование студентов: алгоритм подготовки презентации; требования к оформлению и представлению презентации; рекомендуемый список источников мотивирование, демонстрация необходимости освоения данного вида деятельности, его важности для специалиста сферы сервиса контроль результатов (рейтинговый метод)
Пример соответствия овладения общими компетенциями темам для самостоятельной подготовки презентаций по специальности «Туризм» Дисциплина вариативной части ОПОП и темы презентаций Общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО специальности Туристическое регионоведение и организация внутреннего туризма в России Темы презентаций: «Культурно- исторический регион России (по выбору студента)» «Туристский регион России (по выбору студента)» «Организация внутреннего туризма на территории «Золотое кольцо» «Организация внутреннего туризма на Урале» ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения проф. задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, проф. и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи проф. и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Пример соответствия овладения профессиональными компетенциями темам для самостоятельной подготовки презентаций по специальности «Туризм» Дисциплина вариативной части ОПОП и темы презентаций Профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС СПО специальности Туристическое регионоведение и организация внутреннего туризма в России Темы презентаций: «Культурно- исторический регион России (по выбору студента)» «Туристский регион России (по выбору студента)» «Организация внутреннего туризма на территории «Золотое кольцо» «Организация внутреннего туризма на Урале (в Челябинской области)» ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах. ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта. ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной. ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта. ПК 3.2. Формировать туристский продукт. Дополнительные компетенции: Применять знания особенностей регионов Российской Федерации при формировании турпакета. - Использовать особенности организации внутреннего туризма (в том числе в Челябинской области) при формировании турпакета. - Информировать потребителя о туристских ресурсах и туристских продуктах Челябинской области.
Пример соответствия овладения компетенциями темам для самостоятельной подготовки презентаций по специальности «Гостиничный сервис» Профессиональный модуль и темы презентаций Компетенции в соответствии с ФГОС СПО специальности ПМ.03 Организация обслуживания гостей в процессе проживания МДК Организация обслуживания гостей в процессе проживания Темы презентаций: «Виды уборочного инвентаря и уборочной техники» «Посуда и столовые приборы» «Виды сервировки стола» ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения проф. задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, проф. и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 8. Самостоятельно определять задачи проф. и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений. ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service).
Организация выполнения мультимедиапрезентаций студентами соответствует современным условиям (развитие информационных технологий; приоритет творческих аспектов профессиональной деятельности; рост динамики модификации профессий, их глобализация) способствует овладению общими, профессиональными и дополнительными компетенциями, предусмотренными ФГОС СПО и рабочими учебными планами по специальностям отвечает требованиям компетентностного подхода в обучении
При подготовке выпускников по ФГОС СПО третьего поколения преподавателю предстоит обновление содержания образования с учетом обеспечения условий для овладения студентами общими и профессиональными компетенциями внедрение технологий обучения, адекватных поставленным целям разработка и апробация новых контрольно-измерительных материалов для мониторинга качества обучения расширение сотрудничества с работодателями
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ