Программа «Кочевая школа» Презентация подготовлена: заместителем директора по учебной работе ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» Дубченко Г.М., методистом отдела управления качеством образования Рядская Т.А.
Задачи государственной региональной политики Повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей. Сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера. Создание комфортных условий для обучения и воспитания. Достижение нового образовательного результата. 2
Пути повышения эффективности образования коренных малочисленных народов Севера Создание кочевых школ в округе. Кочевая школа способствует укреплению связи поколений, воспитанию детей, в совершенстве владеющих родным языком, знающих традиции и культуру своего народа. Подготовка национальных кадров. 3
Механизмы решения задач подготовки национальных кадров: Разработка программы «Кочевая школа» Создание региональной инновационной площадки «Подготовка педагогических кадров для работы с детьми коренных малочисленных народов Севера в условиях кочевой школы» (приказ департамента образования ЯНАО от ) Реализация проекта профессиональной подготовки педагогических кадров для кочевых школ ЯНАО, способных организовывать педагогический процесс с максимальным учетом этнокультурных, этнопедагогических, этнопсихологических и этнотрудовых, семейно-родовых традиций коренных народов Севера Ямала 4
Цели программы: Подготовка педагогических кадров для кочевых школ Ямало-Ненецкого автономного округа, способных организовывать педагогический процесс на основе этнокультурных традиций своего народа. Внедрение в образовательный процесс новых технологий, органично сочетающихся с принципами традиционного обучения. Создание условий для непрерывного образования лиц из числа коренных малочисленных народов Севера в соответствии с интересами личности. 5
Задачи программы Разработать и внедрить программу профессиональной подготовки педагогических кадров «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой «Воспитатель» с учетом специфики работы в условиях кочевой школы. Включить в содержание преподавания учебных дисциплин учебные элементы, отражающие специфику этнической культуры народов Севера. Разработать и внедрить в практику подготовки специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера современные методы и формы организации обучения (информационно-коммуникационные технологии и дистанционные формы обучения). 6
7 ОрганизацияФункции ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» Подготовка учителей начальных классов с дополнительной подготовкой «Воспитатель» Департамент образования ЯНАО Контроль и оказание методической помощи Управление образования МО Приуральский район Контроль и оказание методической помощи ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» Оказание методической помощи в разработке учебно-методических комплексов МОУ «Лаборовская начальная общеобразовательная школа» Предоставление базы для прохождения практики студентами Организации-партнеры реализации программы
Срок реализации программы I этап (подготовительный) – подготовка ресурсной базы: нормативно-правового, материально- технического, информационно-методического обеспечения. II этап (основной) – реализация комплекса мероприятий по подготовке педагогических кадров для кочевых школ Ямало-Ненецкого автономного округа. III этап (итоговый) – анализ и обобщение опыта реализации программы подготовки кадров для работы в условиях кочевой школы. 8
Нормативно-правовая база реализации проекта Конституция РФ Конвенция «О правах ребенка» Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.) Закон РФ «Об образовании» ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года 124- ФЗ Национальный проект «Образование» Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» Концепция окружной долгосрочной целевой программы Развитие системы образования ЯНАО на годы
Пакет документов, определяющий содержание и организацию образовательного процесса: учебный план специальности «Преподавание в начальных классах»; календарный учебный график; основная профессиональная образовательная программа. 10
Мероприятия по реализации второго этапа программы Сформирована группа студентов. Завершен процесс общеобразовательной подготовки, организован процесс освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Реализуется сотрудничество с учителями МОУ «Лаборовская начальная общеобразовательная школа» по вопросам разработки содержания модулей и учебных элементов, направленных на освоение особенностей этнокультуры коренных малочисленных народов Севера. Разработаны методические рекомендации по созданию учебных программ дисциплин национально- регионального компонента. 11
Мероприятия по реализации второго этапа программы Разработаны инновационные учебные программы, учитывающие местные особенности среды обитания, специфику мировосприятия и мышления тундровых обучающихся, природно-географические и хозяйственные особенности региона: Этнология региона (ЯНАО) Культура народов Ямала Родной (ненецкий) язык Краеведение 12
Ожидаемые внешние эффекты Создание условий для занятости представителей малочисленных народов Севера в системе образования ЯНАО. Увеличение доли малочисленных народов Севера среди сельских учителей и воспитателей. Поддержка целостности этнической семьи, обеспечение возможности обучения и воспитания детей коренных малочисленных народов Севера без «отрыва» от семьи, что создает дополнительные условия для их успешной социализации в современных социально-экономических условиях автономного округа. Сохранение и поддержка традиционного образа жизни и этнической культуры коренных малочисленных народов Севера. Сохранение законов отчего дома, уникальной экологии человека, животного и растительного мира. Снятие социальной напряженности, мирный диалог северной культуры с техногенной цивилизацией. 13
Полученные результаты в целом будут способствовать созданию более комфортных условий для образования и воспитания детей коренного населения ЯНАО, повышению качества образования и культуры, сохранению и дальнейшему развитию традиционного образа жизни и этнической культуры коренных малочисленных народов Севера. 14
Перспективы развития проекта Подготовка педагогических кадров, совмещающих навыки широкого профиля, необходимые для работы в условиях кочевых школ ЯНАО: учитель начальных классов – воспитатель детского сада; учитель начальных классов – учитель родного языка; воспитатель детского сада – педагог дополнительного образования; учитель начальных классов – мастер по прикладному искусству; воспитатель детского сада – парамедик. 15
Значение кочевой школы в развитии региона Организация обучения и воспитания детей в условиях семейного, производственного кочевья народов Севера, углубленное изучение родных языков в естественных жизненных условиях, в процессе труда и традиционного образа жизни, ознакомление с живыми народными традициями, обычаями родителей, привитие ценностей этнической культуры народов должно привести к новому развитию коренных северян в современных исторических условиях. Успеха в реализации задач кочевой школы может достичь педагог, вышедший из этой среды, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией. 16
Спасибо за внимание! Чистоту, простоту мы у древних берем Саги, сказки из прошлого тащим, Потому что добро остается добром В прошлом, будущем и в настоящем. 17