Научно-методические основы построения индивидуальных маршрутов
Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (Воробьев, Лабунская, Тряпицына) Индивидуальный образовательный маршрут – структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ – процесс и результат самостоятельного индивидуального действия учащегося при решении личностно значимых задач направления реализации: содержательный аспект деятельностный аспект организационный аспект
Этапы становления индивидуальной образовательной траектории (ИОТ): 5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности; 7-9 класс – приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах деятельности класс – применение опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников
Условия становления ИОТ: 1. Выделение двух этапов в основной школе: 1 этап – образовательный переход (5-6 класс), этап «пробно- поисковый» (проб и испытаний) 2 этап - личного самоопределения (7-9 класс), этап «опыт действия» (планирование своей дальнейшей деятельности на основе опыта предметного действия). Этап активного приобретения «опыта» (Б.Д. Эльконин) 2.Наличие учебно-исследовательской и проектной деятельности как личностно значимых для подростков, связи с друг другом и с содержанием учебных предметов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 3. Специально организованные места в образовательном процессе: предметно-исследовательский клуб (5-6 класс); предметная мастерская и лаборатория (7-9 класс); исследовательский урок (7-9 класс) и позиции взрослого (учитель, методист, ученый).
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ индивидуального образовательного маршрута: 1.Повышение уровня учебной мотивации 2.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся 3. Психолого-педагогическая поддержка учащихся
Выбор ИОМ определяется : 1. Индивидуально-типологическими особенностями личности ученика: а)познавательными интересами б)успешностью учебной деятельности в)профессиональными мечтами,социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения) г)жизненными планами д)готовностью к их реализации е)здоровьем и психическим состоянием учащегося 2.Профессионализмом педагогического коллектива 3. Возможностями материально-технической базы школы
CТРУКТУРА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ включает в себя этапы: 1.Постановка образовательной цели 2.Самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями 3.Выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели 4. Конкретизация цели (выбор курсов) 5. Оформление маршрутного листа
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ индивидуального образовательного маршрута: 1.Временная структураВременная структура 2.Содержательная структураСодержательная структура 3.Контролирующая структураКонтролирующая структура 4.Корректирующая структураКорректирующая структура
1. Указывает отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением. 2. Фиксируется общий срок выполнения. 3. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п. ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ индивидуального образовательного маршрута: 1.Временная структураВременная структура 2.Содержательная структураСодержательная структура 3.Контролирующая структураКонтролирующая структура 4.Корректирующая структураКорректирующая структура
Основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут: 1. Обязательные модули (модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования). 2. Модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута. 3. Факультативные модули. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ индивидуального образовательного маршрута: 1.Временная структураВременная структура 2.Содержательная структураСодержательная структура 3.Контролирующая структураКонтролирующая структура 4.Корректирующая структураКорректирующая структура
а)текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций. б) отчетность по выполнению учебных модулей. в)итоговая аттестация достижений. КОНТРОЛИРУЮЩАЯ СТРУКТУРА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ индивидуального образовательного маршрута: 1.Временная структураВременная структура 2.Содержательная структураСодержательная структура 3.Контролирующая структураКонтролирующая структура 4.Корректирующая структураКорректирующая структура
Эффективность разработки ИОМ обусловлена факторами: 1.Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательно маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения. 2. Осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащимися. 3. Активное включение учащихся в деятельность по созданию ИОМ. 4. Организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
ЛИСТ индивидуального маршрута обучения ФИО______________________________________ ученика(цы) ___класса ________________________ на __________, ___________учебный год Название элективного курса (9кл) ФИО учителя Кол-во часов Сроки прохождения курса Отметка о прохождени и курса Подпись учителя Итого 102 Зам.директора по УВР____________ Ученик (ца)________________________
ТемаЗУНОУУНЗадания, способы работы СрокиФорма контроля Отметка о выполнении ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут) ученика(цы)______класса учитель________ ЦЕЛЬ: ликвидация пробелов по предмету_____________ Родители (ознакомлены):_________ Классный руководитель:_________