Культура Древней Руси Методическая разработка урока истории для 6-го класса. Методическая разработка урока истории для 6-го класса. Учитель: Абдульманов П.А. Учитель: Абдульманов П.А.
Урок – это совместное творчество учителя и учащихся, помогающее постичь сущность исторических событий, их причины и последствия Урок – это совместное творчество учителя и учащихся, помогающее постичь сущность исторических событий, их причины и последствия
Цели урока: Образовательные обеспечить усвоение знаний о происхождении и особенностях древнерусской культуры. Воспитательные 1) способствовать восприятию отечественных культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; способствовать развитию чувства прекрасного; 2) формировать чувство гордости за национальную культуру. Развивающие способствовать развитию исторического мышления на базе материала школьного учебника, формировать умение использовать дополнительную литературу, самостоятельно работать с ней, вести поисковую работу; умение использовать данный исторический материал на занятиях творческих объединений; Формировать творческие способности учащихся, чувство цвета и формы; умение излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.
Задачи урока: 1.Пробудить у учащихся интерес к истории формирования древнерусской культуры. 1.Пробудить у учащихся интерес к истории формирования древнерусской культуры. 2. Формировать умения: 2. Формировать умения: - излагать грамотно свои мысли; - излагать грамотно свои мысли; - развивать монологическую речь; - развивать монологическую речь; - прослеживать причинно-следственные связи; - прослеживать причинно-следственные связи; - творчески подходить к выполнению домашнего задания; - творчески подходить к выполнению домашнего задания; - работать самостоятельно; - работать самостоятельно; - работать в нестандартной обстановке. - работать в нестандартной обстановке.
Ход урока 1. Оргмомент. 2. Опрос домашнего задания: - - доклад творческих групп; - - оценка качества творческих работ учащихся, представленных на выставке; - - тестирование. 3. Объяснение нового материала с использованием мультимедийной презентации. 4. Закрепление пройденного материала. 5. Итог урока. 6. Оценки за урок. 7. Домашнее задание.
План изучения новой темы: 1.Что такое «Культура». 1.Что такое «Культура». 2.Происхождение древнерусской культуры. 2.Происхождение древнерусской культуры. 3.Фольклор. 3.Фольклор. 4.Литература. 4.Литература. 5.Архитектура и изобразительное искусство. 5.Архитектура и изобразительное искусство. 6.Художественное ремесло. 6.Художественное ремесло.
Тип урока: комбинированный Приёмы и методы Словесный: беседа, объяснение материала, рассказ. Словесный: беседа, объяснение материала, рассказ. Наглядный: демонстрация видеофрагментов. Наглядный: демонстрация видеофрагментов. Самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературой Самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературой Выполнение творческих работ (ИЗО, лепка, аппликация, эссе). Выполнение творческих работ (ИЗО, лепка, аппликация, эссе).
Оборудование урока: История России. учебник. ч.I под ред. А.А, Данилова и Л.Г. Косулиной, 2006 г; История России. учебник. ч.I под ред. А.А, Данилова и Л.Г. Косулиной, 2006 г; Мультимедийная презентация; Мультимедийная презентация; Выставка творческих работ учащихся. Выставка творческих работ учащихся.
КУЛЬТУРА – все виды и результаты преобразователь ной деятельности человека и общества ВЛИЯНИЯ ЦЕНТРЫ УСЛОВИЯ ТРАДИЦ И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ УСЛОВИЯ ТРАДИЦ И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Феофан Грек Андрей Рублёв Афанасий Никитин Аристотель Фиорованти Феофан Грек Андрей Рублёв Афанасий Никитин Аристотель Фиорованти ФОЛЬКЛОР ЛЕТОПИСАНИЕ ИСТОРИЧ. ЛИТЕРАТУРА ЖИТИЯФОЛЬКЛОР ЛЕТОПИСАНИЕ ИСТОРИЧ. ЛИТЕРАТУРА ЖИТИЯ И ХОЖДЕНИЯ ЗОДЧЕСТВО РОСТ М ОСКВЫ ИКОНОПИСЬ ХОЖДЕНИЯ ЗОДЧЕСТВО РОСТ М ОСКВЫ ИКОНОПИСЬ ФОЛЬКЛОР ЛЕТОПИСАНИЕ ИСТОРИЧ. ЛИТЕРАТУРА ЖИТИЯХОЖДЕНИЯ ЗОДЧЕСТВО РОСТ М ОСКВЫ ИКОНОПИСЬ ВОЗРОЖДЕНИЕ САМОБЫТНОСТЬ СЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ШЕДЕВРЫ ВОЗРОЖДЕНИЕ САМОБЫТНОСТЬ СЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ШЕДЕВРЫ ПАТРИОТИЗМ ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ОТСТАВАНИЕ ПАТРИОТИЗМ ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ОТСТАВАНИЕ ХIV – XV вв. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества. ФРЕСКА это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. КАНОН – правило, норма, образец. Свод догм. ЖИТИЕ – описание жизни христианских святых. СЛОВО – торжественное, поучающее обращение. Схема
КУЛЬТУРА РАЗВИВАЛАСЬ В УСЛОВИЯХ : Упадка государственного строя из-за татарского ига. Упадка государственного строя из-за татарского ига. Возвышения Москвы и Великого княжества Литовского. Возвышения Москвы и Великого княжества Литовского. Постоянной военной опасности от внешних врагов. Постоянной военной опасности от внешних врагов. Становления самодержавия. Становления самодержавия. Превращения Руси в оплот мирового православия. Превращения Руси в оплот мирового православия. Схема
ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ Схема
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Становление самодержавия потребовало соответствующей «культурной оправы». Становление самодержавия потребовало соответствующей «культурной оправы». Русская православная церковь, после падения Византии стала оплотом мирового православия, и также широко финансировала культуру. Русская православная церковь, после падения Византии стала оплотом мирового православия, и также широко финансировала культуру. Знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства. Знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства. Схема
Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода «Сказание о невидимом граде Китеже» легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу. Одно из самых известных произведений этого периода «Сказание о невидимом граде Китеже» легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Схема
Летописание Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра. Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра. В этот период летописание имело свои особенности. Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIVXV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания. В этот период летописание имело свои особенности. Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIVXV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы. Схема
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвало появление хронографов своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей. Победе 1380г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвало появление хронографов своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей. Схема
ЖИТИЯ Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с татаро- моноголами. Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко- героическими произведениями. Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с татаро- моноголами. Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко- героическими произведениями. Сергий Радонежский Схема
«Хождение за три моря» «Хождение за три моря» Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра светские хождения, наиболее яркий ее образец записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии. Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра светские хождения, наиболее яркий ее образец записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии. Схема
КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Схема Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо- татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV начале XV в. Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо- татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV начале XV в. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо- татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Новый стиль Новгорода отличался обилием декоративных украшений. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо- татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Новый стиль Новгорода отличался обилием декоративных украшений. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.
«МОСКВА НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ» Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской. Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской. Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на, Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XVначале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства. Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на, Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XVначале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.XII вПри Иване Калите 1367 гв конце XVначале XVI в. XII вПри Иване Калите 1367 гв конце XVначале XVI в. Величию Москвы служили Успенский собор (Аристотель Фиорованти) и Грановитая палата (Марк Фрязин) Величию Москвы служили Успенский собор (Аристотель Фиорованти) и Грановитая палата (Марк Фрязин)Успенский собор Успенский собор Схема Далее
НАЗАД Московский кремль в ХII в
НАЗАД Московский кремль при Иване Калите
НАЗАД Московский кремль при Дмитрии Донском
НАЗАД Московский кремль при Иване III
НАЗАД
иконопись В это время шёл процесс слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу. Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь. В это время шёл процесс слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу. Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется преобладанием на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется преобладанием на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами. Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ. Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Даниил Чёрный, Андрей Рублев, Дионисий вышло за рамки отдельных живописных школ. Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ. Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Даниил Чёрный, Андрей Рублев, Дионисий вышло за рамки отдельных живописных школ. Даниил Чёрный, Андрей Рублев Даниил Чёрный, Андрей Рублев Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок после 1405 г.), приехавший из Византии. Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок после 1405 г.), приехавший из Византии. Схема Далее
Даниил Чёрный и Андрей Рублёв – мастера иконописи. НАЗАД
АНДРЕЙ РУБЛЁВ Наивысший расцвет Московской школы связывают с Андреем Рублевым, канонизированным Русской православной церковью. Наивысший расцвет Московской школы связывают с Андреем Рублевым, канонизированным Русской православной церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троицко-Сергиевой Лавры. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троицко-Сергиевой Лавры. Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, другие иконы и фрески. Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, другие иконы и фрески. Схема
Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок после 1405 г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека). Схема
ОБОЗНАЧИЛИСЬ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РУСИ Доминирующая роль патриотической тематики Доминирующая роль патриотической тематики Зарождение светских и реалистических черт Зарождение светских и реалистических черт Слияние в общерусской культуре национальных струй Слияние в общерусской культуре национальных струй Общий средний уровень её развития Общий средний уровень её развития Культурное отставание России от Европы Культурное отставание России от Европы Схема
ИТОГИ Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры. Конец XIVXV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности. Конец XIVXV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности. Наиболее выдающимися шедеврами этого периода являются ансамбль Московского кремля, икона Андрея Рублёва «Троица» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Наиболее выдающимися шедеврами этого периода являются ансамбль Московского кремля, икона Андрея Рублёва «Троица» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Схема
Закрепление: Учащиеся повторяют по записям в тетрадях определения понятий «культура», «духовная культура», «материальная культура», источники формирований древнерусской культуры, характеризуют древнерусский фольклор, литературу, искусство, художественное ремесло, выполняют тестовые задания. Учащиеся повторяют по записям в тетрадях определения понятий «культура», «духовная культура», «материальная культура», источники формирований древнерусской культуры, характеризуют древнерусский фольклор, литературу, искусство, художественное ремесло, выполняют тестовые задания. Домашнее задание: Домашнее задание: 1.Прочитать параграф 7, записи в тетрадях. 1.Прочитать параграф 7, записи в тетрадях. 2.Подготовиться к проверочной работе. 2.Подготовиться к проверочной работе.
Итоговое тестирование Культура – это Тест 2
КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества. назад
Культура это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Культура это живопись водяными красками по сырой штукатурке. назад
Культура – правило, норма, образец. Свод догм. Культура – правило, норма, образец. Свод догм. назад
КУЛЬТУРА – описание жизни христианских святых КУЛЬТУРА – описание жизни христианских святых назад
КУЛЬТУРА – торжественное, поучающее обращение КУЛЬТУРА – торжественное, поучающее обращение назад
Что здесь лишнее и почему? - - Заговоры Заговоры - - Летописи Летописи - - Жития Жития - - Былины Былины Тест 3
Ты не прав!!! назад
Подумай ещё! назад
Неверно!!!
Правильно! Молодец!!! назад
Феофан Грек - это - Скульптор Скульптор - Живописец Живописец - Зодчий - Архитектор Архитектор
Ты не прав! Обидно! Ну найди правильный ответ! назад
Ой! Ой! Ой! Невнимательно слушал учителя!!! Не серди меня! назад
Подумай ещё!!! назад
Верно! Ты умница!!! назад