Особенности проектирования в курсе химии средней школы Савинова Елена Борисовна, учитель химии ГБОУ ЦО учитель химии ГБОУ ЦО (из опыта работы)
Виды научно-исследовательской деятельности 1. Проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения. 2. Аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений. 3. Диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в то числе в сфере образования). 4. Изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов. 5. Экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата. 6. Проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой которого являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Виды проектов Проект-план – разработанный план сооружения, механизма, определённого вида работы, предварительный текст какого-либо документа. Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины). Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Надпредметный (метапредметный)проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов.
Цели в проектной деятельности увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности; определить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги; оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, рационально распределить их;
Умения в проектной деятельности добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники и др.; планировать свою работу; оценить и проанализировать полученный результат; увидеть допущенные ошибки и упредить их возникновение в будущем.
Требования к проекту 1.Культура и содержательность выполнения работы. 2.Индивидуальность работы. 3. Перспективность работы. 4. Коммуникативная культура.
Роли учителя в проектной деятельности - намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; - искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; - осуществлять и аргументировать выбор; - предусмотреть последствия выбора; - действовать самостоятельно (без подсказки); - сравнивать полученное с требуемым; - объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Роли учащихся в проектной деятельности 1. Рассмотреть темы предоставленные учителями – предметниками. Выбрать. 2. Сформулировать проблему. 3. Осуществить выдвижение гипотез – путей решения проблемы. 4. Сформировать сюжетную ситуацию. 5.Определить цель и задачи проекта. 6.Определить формы будущего продукта.
Этапы проекта Подготовительный Планирование Исследование Результаты Подготовка к защите проекта Презентация (отчёт) Оценка результатов и процесса (рефлексия)
Подготовительный этап Определение темы и целей проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом.
Подготовительный этап
Планирование а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов. г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. д) Распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Исследование постановка проблемы; сбор фактического материала; систематизация и анализ полученного материала; выдвижение гипотез; проверка гипотез; доказательство или опровержение гипотез.
Результаты исследования а) Анализ информации. б) Формулирование выводов. Кристаллы медиКристаллы серебра
Подготовка к защите проекта а) Оформление портфолио. б) Подготовка стендовой защиты в) Разработка электронной презентации. г) Подготовка публичного выступления. Сульфат никеля
Презентация проекта а) Возможные формы отчёта: устный, устный с демонстрацией материалов, письменный б) Презентация проекта Получение сложного эфира
ЭтапыЗадачиДеятельность учащихсяДеятельность педагога 1. Подготовительный Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы Уточняют информацию. Обсуждают задание Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает 2. Планирование Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает 3. Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование Наблюдает. Консультирует 4. ВыполнениеВыполнение проекта Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект Наблюдает. Советует 5. Оценка Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели Участвует в коллективном самоанализе проекта Наблюдает, направляет процесс 6. Защита проектаПодготовка доклада. Обоснование процесса проектирования Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов Участвуют в коллективном анализе
Презентация выполнена Сноповым Евгением. Сноповым Евгением. Учитель Савинова Елена Борисовна. ХИМИЯ И ВОЙНА