творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий: наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий; реализация творческих заданий как важнейший компонет не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника; объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности; - творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях; - стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы. Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр. Учитель начальных классов Пряхина Т.В МОУ СОШ 3 г. Кыштым 2011
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности.
Креативные способности учащихся Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают …комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.
ТРИЗ (теория изобретательских задач) дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. «Воображение важнее знания..» - говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ утверждает, что творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей
Актуальность проблемы Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Методы творчества наглядность; художественное слово; технические средства; игра.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. 1. Каждая игра представляет собой набор заданий. 2. Задания дают ребёнку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. 3. Задания расположены примерно в порядке возрастания сложности. 4. Задания имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. 5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей. 6. Для эффективности развития творческих способностей игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Плюсами игровой формы являются 1) Реальность ситуации 2) Вовлеченность участников. Дух соревнования 3) Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им). 4) Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения
Игра – самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно ис- пользовать на всех уроках.
Развивать ассоциативное мышление Адаптировать основные модели составления загадок по Нестеренко для детей младшего школьного возраста.. Побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их. Пути решения
1. Развитие ассоциативного мышления 2. Развитие умения детей составлять разнообразные загадки 3. Составление метафор 4.Понятие «Противоречие» Этапы работы
Развитие ассоциативного мышления. Цель: -приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений. -развивать связную речь, воображение
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «компьютерная мышь» и «солнце». ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую, мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр, по своей форме сыр напоминает солнце
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «огонь» и «заяц». ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.
Алгоритм составления загадок Выбрать объект На что похож объект? Или …Какой? (3-4 сравнения) Чем отличается? Вставить слова «Как», « но не», «а не» Прочитать загадку
МОДЕЛЬ 1 КАК
НО НЕ
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Алгоритм составления метафор
1. Выбрать объект 2.Что делает? 3. На что похож?( выбрать другой объект, совершающий такое же действие) 4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит действие) 5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора 1. чайник дождь 2. кипит льёт 3.вулкан слёзы 4.кухня небо 5. чайник- кухонный вулкан дождь- небесные слёзы
Понятие «Противоречие» Цель: Учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь. Развивать связную речь, воображение
Следующее направление ТРИЗа знакомство детей с противоречиями Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», « Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.
На тризовском языке это звучит так: противоречие-наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого, например: солнце-это хорошо, потому что оно светит, греет, радует, но солнце-это плохо потому, сушит, жжёт, испепеляет. Или один говорит: «драться плохо - сделаешь больно, » другой возражает; «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища. » От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать.
Работа в группах Составление ассоциативной цепочки « Лифт и каска» Составление загадки Составление метафоры Игра «Суд»
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия «лифт» и «каска». ПРИМЕР: Лифт ассоциируется с башенным краном, кран находиться на стройке, на стройке должны быть кирпичи, рабочие строек носят каски.
Летает, а не муха Гудит, а не пылесос Оставляет след, а не мел. ( самолет)
1.Расчёска 2.Причёсывает 3.Грабли. 4.Карман 5.Расчёска- карманные грабли
Игра «Суд» над морозом Команда «прокуроров» указывает на отрицательные стороны объекта, Команда « адвокатов» - на положительные, затем выносится «приговор» морозу «Судья» выносит приговор.
Заключение На основе приемов ТРИЗа можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления. Элементы этих приемов можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира. Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.
Желаем успеха!
1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа г.-4.-с www. animashki.ru 3. Давыдов. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973 г. 4. Кулевич С.В.,Лакоценина Т.П..Воспитательная работа в начальных классах.Издательство «Учитель»,2001г.