ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся
Интерактивные формы обучения Индивид Взаимоотношения Личность Социализация личности через взаимные действия
« дать знания » « достичь понимания » осмысление проверенных на практике знаний Ум не расстается с истинами, которые считает доказанными
накопление суммы знаний, умений и навыков подготовка школьника, как субъекта своей образовательной траектории Цель обучения
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.
Задачи интерактивного обучения Внешняя задача предусматривает постановку общей цели работы с классом или группой, организацию учебного пространства, знакомство с правилами учебного сотрудничества, выработку системы оценок. В группе решаются три основные задачи: 1. Конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией, 2. Коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы, 3. Социально-ориентированная, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе. Внутренняя задача педагога заключается в формировании готовности к интерактивному обучению, развитии навыков взаимодействия в учебно-воспитательной системе, в повышенной познавательной активности класса, формировании классного коллектива, воспитании толерантности.
На выходе интерактивного обучения ожидания учителя реализовать субъект-субъектный подход в организации учебной деятельности; формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; усилить мотивацию к изучению предмета; создать благоприятную атмосферу на уроке; исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся
Условия достижения активизации познавательной деятельности 1) Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это: 2) В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности: обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы. решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.) оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Этапы проведения интерактивных форм Разминка Объединение в группы Организация учебной деятельности учащихся в группе Подведение итогов Презентация групповых решений Рефлексия
Формы обучения создание ситуации выбора проблемно-познавательные, логические задания ролевые игры беседа исторического лица сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица лото тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками соотнеси закончи предложение дискуссия, диспут, спор узнай историческое лицо современные информационные технологии обучения. В своей практике использую такие интерактивные формы обучения:
Преимущества информационных технологий в учебном процессе Что подразумевается под новыми информационными технологиями в учебном процессе? Это создание и использование в учебном процессе современных образовательных материалов, проще говоря, использование компьютера. Что дает использование компьютера в учебном процессе? Использование компьютера способствует повышению интереса учащихся к данному предмету, расширяет возможности использования различных наглядных пособий, значительно оптимизирует труд учителя, развивает навыки учащихся по работе с компьютером, дает возможность разнообразить формы урока. С использованием ресурсов Интернета возрастает возможность организации проектной деятельности учащихся и т.д. Возможности компьютера очень обширны, поэтому открываются новые границы для творческой деятельности учителя и ученика.
Образовательные электронные издания и их применение в преподавании истории – Мультимедийный учебник «История России: ХХ век» – Компьютерный задачник «История древнего мира. Загадки Сфинкса». – Программы-репетиторы. Презентация урока Урок с использованием ресурсов сети Интернета Мультимедийные историко-художественные энциклопедии Учебные программы