Заседание Ученого совета Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» г. Об итогах работы ФИПИ в 2009 году и задачах института на 2010 год по выполнению Тематического плана работ ФИПИ, проводимых по заданию Рособрнадзора в 2010 году и Плана работы ФИПИ в 2010 году
Основные направления деятельности ФИПИ в 2009 году 2 Формирование вариантов КИМ для проведения ЕГЭ и ГИА для выпускников 9 классов Анализ результатов экзамена и создание на его основе методических рекомендаций Подготовка экспертов региональных предметных комиссий Работа ФИПИ с гражданами Выполнение договорных работ с издательствами Деятельность журнала «ОКО. Оценка качества образования» Расширение российских и международных контактов ФИПИ
Производство в 2009 году экзаменационных материалов для выпускников 9 классов (экзамен в новой форме) 3 Впервые сформированы предметные комиссии разработчиков экзаменационных материалов для выпускников 9 классов по 11 предметам Обеспечена преемственность экзаменов в 9 классе в новой форме с ЕГЭ Проводилась активная работа с регионами РФ по подготовке экспертов региональных предметных комиссий и обсуждению перспектив развития экзаменационных моделей ГИА-9 Разработаны 180 оригинальных вариантов экзаменационных работ для проведения экзамена по 9 предметам (русскому языку, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, географии, обществознанию и истории) 12 оригинальных вариантов экзаменационных работ для проведения апробации по 3 предметам (литературе, английскому языку и информатике и ИКТ)
Производство в 2009 году КИМ для ЕГЭ 4 Факторы, оказывающие влияние на направления эволюции КИМ ЕГЭ: -появление новых нормативных документов (в первую очередь – государственного образовательного стандарта 2004 г.); - переход на полноценный годичный цикл создания КИМ ЕГЭ Разработка вариантов КИМ по 14 общеобразовательным предметам: - для ЕГЭ 2009 года – 488 оригинальных варианта КИМ (в том числе по 1 варианту КИМ для детей с ограниченными возможностями здоровья КИМ создавались по 4 предметам: литературе, биологии, истории, обществознанию) - для ЕГЭ 2010 года – 490 оригинальных варианта КИМ (в том числе по для детей с ограниченными возможностями здоровья КИМ создавались по 6 предметам: русскому языку, математике, литературе, биологии, истории и обществознанию).
Обеспечение качества экзаменационных материалов 5 В практику внедрены следующие составляющие научно обоснованной системы обеспечения качества КИМ: научно-методические основы создания КИМ; система привлечения профессионального сообщества к обсуждению направлений совершенствования КИМ и их разработке; отбор внешних экспертов и проведение многоэтапной содержательной, тестологической экспертизы, а также редакторской правки; анализ результатов экзамена и корректировка Федерального банка тестовых материалов (ФБТМ) перевод ФБТМ на новую технологическую платформу Из заданий 2009 года 2 задания (по 1 – по географии; 1 – по химии) содержали неточности, повлиявшие на результаты экзаменов, т.е. проводился пересчет баллов экзаменуемым (для сравнения: в 2005 году – 5 заданий содержали неточности; в 2006 – 3; в 2007 – 1; в 2008 – 1).
Корректировка и изменение экзаменационных моделей ЕГЭ 2010 года 6 - Введение по всем предметам двухуровневнего кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с образовательным стандартом - Существенная корректировка КИМ ЕГЭ по обществознанию (сокращено число заданий с выбором ответа (с 30 до 24); введено задание на заполнение пропущенного элемента таблицы, новое задание на составление плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса; новая схема оценивания задания мини-сочинения и др.); - Принципиальное изменение экзаменационной модели 2010 года ЕГЭ по математике (доработаны критерии оценивания заданий с развернутым ответом, изъяты задания с выбором ответа, добавлен элемент геометрического содержания; введена тригонометрическая функция и др.) Модель была апробирована и широко обсуждена на сайте ФИПИ, на семинарах, в том числе на семинаре руководителей методических служб по математике и председателей региональных предметных комиссий по математике «ЕГЭ по математике в 2010 году и перспективы развития математического образования в РФ» (проходил 4-6 ноября в Москве, организован ФИПИ, МИОО, АПК и ППРО).
Анализ результатов экзаменов и разработка методических рекомендаций 7 Аналитические отчеты по результатам ЕГЭ в 2009 году по 14 общеобразовательным предметам по результатам проведения процедур контроля и оценки подготовленности учащихся 9-х классов по 9 общеобразовательным предметам. Методические письма 11 методических писем «Об использовании результатов ЕГЭ 2009 года в преподавании общеобразовательных предметов в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» 9 методических писем «Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании обществознания в общеобразовательных учреждениях Аналитический отчет и методические письма размещаются в свободном доступе на сайте ФИПИ Задачи на перспективу: - изменение сроков подготовки аналитических материалов - Усовершенствование структуры и содержания аналитических материалов, ориентация на потребность региональных систем оценки качества образования.
Участие ФИПИ в подготовке экспертов региональных предметных комиссий 8 Переход к дистанционным формам подготовки региональных экспертов, авторов тестовых заданий, специалистов в области педагогических измерений Создание центров дистанционной заочной подготовки Разработка прототипа интернет-системы дистанционной подготовки кадров
Направления работы ФИПИ с населением 9 Работа сайта ФИПИ (от до посетителей ежедневно) - Открытый сегмент Федерального банка тестовых материалов (в среднем фиксируется ежедневных обращений) - Открытый банк заданий ЕГЭ по математике - Аналитические материалы и методические письма - Проекты документов и утвержденные документы - Интернет-конференция «Августовский педсовет ФИПИ» - Ответы на письма граждан (за 2009 год подготовлено 408 писем) Задачи на перспективу: - создание на сайте ФИПИ электронной приемной -создание на сайте ФИПИ сетевого сообщества по проблемам оценки качества образования
Выполнение договорных работ с издательствами В 2009 году действовало по различным проектам 10 договоров ФИПИ с издательствами: «Астрель», «Интеллект-Центр», «ЭКСМО», «Русское слово», «Экзамен», «Дрофа». Договора действовали на разработку 89 пособий по 13 общеобразовательным предметам (для ЕГЭ и ГИА-9). В подготовке участвовало 109 авторов.
Деятельность журнала «ОКО. Оценка качества образования» В 2009 году 5 выпусков журнала содержали 44 статьи, написанных 67 авторами. Основные проблемы: -прекращение деятельности журнала по финансовым проблемам, -необходимость поиска новых форм медийной продукции
Расширение российских и международных контактов ФИПИ проведение научных разработок и создание перспективных моделей в контексте мировых тенденций развития теории педагогических измерений и инновационных технологий взаимодействие ФИПИ с российскими и международными организациями (ФАО, ФИРО, Центр международного сотрудничества по развитию образования, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Национальный институт педагогических измерений Нидерландов (CITO), Европейская ассоциация специалистов по оценке в области образования (Association for Educational Assessment – Europe, AEA-Europe) Американские советы (American Councils), Экзаменационным синдикатом Кебриджского университета (Cambridge Assessment). проведение Международной конференции совместно с российским партнерами совместно с Американскими советами издание учебника по теории и практике тестирования в издательстве «Логос» и проведение семинаров для специалистов в области педагогических измерений.
Особенности деятельности ФИПИ в 2009 году. Факторы внешнего воздействия Введение ЕГЭ в штатный режим и позиционирование ЕГЭ как значительного социокультурного явления в жизни страны Пристальное внимание к ЕГЭ и в целом ко всей системе независимой оценки качества образования со стороны высшего руководства страны и социума Формирование в регионах системы оценки качества образования Необходимость решения задач по организации взаимодействия ФИПИ с регионами РФ - создание системы разработки, обсуждения и апробации перспективных моделей КИМ с привлечением широкого круга профессионалов - разработка единых подходов к созданию измерительных материалов для региональных систем оценки качества образования - формирование общих подходов к анализу результатов педагогических измерений для использования в системе управления образованием
Особенности деятельности ФИПИ в 2009 году. Внутренние факторы Разработан и апробирован технологический цикл производства КИМ. Сформированы коллективы высокопрофессиональных специалистов федеральных предметных комиссий разработчиков КИМ. Наличие потребности в создании эффективной системы организации научно-методической работы. Отсутствие системного подхода привлечения к работам в ФИПИ новых высокопрофессиональных специалистов. Отсутствие полноценной инфраструктуры ФИПИ.
Основные задачи ФИПИ на 2010 год Совершенствование инфраструктуры ФИПИ и механизма управления институтом. Развитие материальной базы ФИПИ. Участие ФИПИ в реализации Плана мероприятий по Докладу Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию проведения ЕГЭ. Совершенствование технологии производства КИМ. Создание эффективной системы планирования и организации научных исследований по проблемам педагогических измерений с участием ФИПИ. Разработка и апробация перспективных моделей измерительных материалов для оценки качества образования, в том числе на конкурсной основе. Расширение круга профессионалов, привлекаемых к работам в ФИПИ и к обсуждению проблем, связанных с педагогическими измерениями (в том числе на основе создания сетевого сообщества). Подготовка кадров для ФИПИ и региональных систем оценки качества образования. Создание банка региональных специалистов, работающих в области педагогических измерений.
16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вопросы и комментарии Ершов Андрей Геннадиевич директор ГНУ «ФИПИ» Тел/факс +7 (495)