МЕТОД ПРОЕКТА АВТОР: Учитель истории МОУ гимназии 3 Винник Оксана Николаевна
МЕТОД ПРОЕКТА 1. К истории вопроса 2. Что мы понимаем под методом проектов 3. Основные требования к использованию метода проекта 4. Типологические признаки
К ИСТОРИИ ВОПРОСА Начало XX века – США – метод проблем – Дж. Дьюи и В. Х. Килпатрик Начало XX века – США – метод проблем – Дж. Дьюи и В. Х. Килпатрик Суть метода: Суть метода: Стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, на основе владения ими определённой суммой знаний Стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, на основе владения ими определённой суммой знаний Решение этих проблем Решение этих проблем Умение практически применять полученные знания Умение практически применять полученные знания Развитие рефлекторного (творческого) мышления Развитие рефлекторного (творческого) мышлениярефлекторного
Терминологический словарь Терминологический словарь Рефлекторное мышление – поиск фактов поиск фактов анализ фактов анализ фактов размышления над достоверностью фактов размышления над достоверностью фактов логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения формирование уверенности, основанной на аргументированном рассуждении формирование уверенности, основанной на аргументированном рассуждении
Метод проекта в России Идеи проектного обучения н. XXв Идеи проектного обучения н. XXв - С. Т. Шацкий Внедрение в советскую школу Внедрение в советскую школу осуждение в 1930 г. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Что мы понимаем под методом проектов В основе метода проекта заложено: Развитие познавательных навыков Умение самостоятельно конструировать свои знания Умение ориентироваться в информационном пространстве Развитие критического и творческого мышления
Основные требования к использованию метода проекта Наличие проблемы \задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность Структурирование содержательной части проекта Использование исследовательских методов
Определение проблемы Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования Выдвижение гипотез, Выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования обсуждение методов исследования «мозговая атака» «круглый стол» статистическиеэксперимент наблюдения Использование исследовательских методов:
Сбор, систематизация и анализ полученных знаний Подведение итогов, оформление результатов, их презентация Подведение итогов, оформление результатов, их презентация Выводы, выдвижение новых проблем исследования Выводы, выдвижение новых проблем исследования презентации творческие отчёты просмотр научная статья устный доклад Обсуждение способов оформления конечных результатов Использование исследовательских методов:
Типологические признаки Доминирующая в проекте деятельность: Доминирующая в проекте деятельность: Ознакомительно-ориентировочная Ознакомительно-ориентировочная Прикладная ( практико - ориентированая) Прикладная ( практико - ориентированая) Поисковая Поисковая Ролевая Ролевая Предметно-содержательная область Предметно-содержательная область: Моно проект Межпредметный проект Исследовательская Исследовательская Творческая Творческая
Характер координации проекта: Характер координации проекта: Непосредственный ( жёсткий, гибкий) Скрытый (неявный) Характер участников: Характер участников: Класс Город Страна Страны мира Типологические признаки
Количество участников проекта: Количество участников проекта: Один участник Двое участников Группа участников Продолжительность работы над проектом Продолжительность работы над проектом
Функции исследовательской деятельности учащихся НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Сохранение исследовательского поведения учащихся, как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности ОСНОВНАЯ ШКОЛА Развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности, посредством реализации исследовательских проектов, как способа обновления содержания образования СТАРШАЯ ШКОЛА Развитие исследовательской компетенции и профессиональных навыков Главная цель – развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в науке
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения 1.Продумывание учителем темы проекта 2.Выбор возрастной категории учащихся 3.Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы 4.Формулирование дидактических целей проекта 5.Формулирование методических задач 6.Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
7. Выдвижение гипотез решения проблем 8. Определение творческого названия проекта 9. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов 10. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения
11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав 12. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе 13. Самостоятельная работа групп
14. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе 15. Защита полученных результатов и выводов 16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Учебный проект с точки зрения обучающегося Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: Проблематизации Проблематизации Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика Самоанализу и рефлексии Самоанализу и рефлексии Представление результатов своей деятельности и хода работы Презентации в различных формах Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания Практическому применению школьных знаний в различных ситуациях Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования Проведению исследования ( анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обощению
Успехов в работе над методом проектов!!!