Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. 1
Раздел 1. Типология ЭОР, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения Тема 2. Типы и особенности электронных образовательных ресурсов ФЦИОР ( и Школьной коллекции ( collection.edu.ru) collection.edu.ru 2
ФЦИОР ( ФЦИОР реализует концепцию «единого окна» для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов. » ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) по каждому учебному предмету. » Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ лесные ресурсы, ТЭ сырье, ТЭ оазис.лесные ресурсысырье оазис
Три типа электронных образовательных ресурсов (ЭОР): » модуль получения информации (И-тип); » модуль практических занятий (П-тип); » модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).
И-модули » И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности.
Информация в ЭОР И-типа может быть представлена в нескольких формах: » Текстовая информация, в том числе текст, открывающийся по гиперссылкам. » Иллюстрации (фотографии, масштабируемые картинки) » Картографическая информация (масштабируемые карты различной тематики) » Мультимедийная информация (анимации, отражающие определенные географические закономерности или процессы, интерактивные карты, схемы и т.д.). Большинство мультимедийный объектов рассчитаны одновременно на учащихся с различным типом восприятия информации «визуалов» (зрительный ряд, анимация), «аудиалов» (звуковое сопровождение мультимедийных объектов), кинестетиков (возможность управления элементами мультимедийного объекта). » Аудиоинформация. Все элементы словаря понятий и терминов озвучены дикторским голосом.
ЭОР И-типа » Индивидуальная форма работы, позволяющая учитывать индивидуальные особенности (темп, ритм и т.д.) каждого учащегося; » Работа в парах (для учащихся с сочетающимися уровнем когнитивного развития и психофизиологическими особенностями). *Роль учителя координатор, сотрудник, помощник. *Также возможно использовать отдельные учебные элементы ЭОР и типа в качестве наглядных учебных пособий на уроке.
Последовательность работы с информационным модулем Модули Виды работы учащихся с модулем Информационны й Мотивационный Теоретический 1. Включение в объяснение нового материала (знакомятся с информацией) 2. Задание на самостоятельное изучение материала (используя вопросы после текста и краткий конспект)
И-модуль: Водные ресурсы материков и их регионов Водные ресурсы материков и их регионов Цель: рассмотреть виды водных ресурсов материков, познакомиться с главными водными объектами материков и их регионов. Особое внимание уделено изучению видов водных ресурсов. Рассматриваются также водные ресурсы Евразии, Африки, Северной и Южной Америки и Австралии.
П-модули П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач).
ЭОР П-типа » Задания на множественный выбор с выбором одного и нескольких вариантов ответа. » Задания на установление соответствий. » Установление однозначных соответствий между двумя или тремя компонентами » Установление неоднозначных соответствий (подобные виды заданий могут быть по-разному визуализированы, в т.ч. в форме игровых заданий, в форме заполнения таблицы). » Задание с полем для открытого ответа. » Географический кроссворд. » Задания с использованием интерактивных карт. Большинство таких заданий представляет собой тренажер на географическую номенклатуру.
» При выполнении заданий из ЭОР П-типа количество прохождений одного задания неограниченно. » Целесообразно использовать ЭОР П-типа не только повторения и закрепления полученных знаний, но и для создания для учащихся новых возможностей для получения дополнительной информации. » Целесообразно организовать работу по освоению учащимися ЭОР П-типа в двух формах: Работа организуется в малых группах сотрудничества, сформированных учителем с распределением ролей учащихся (координатор, исполнитель, эксперт); роль учителя координатор, помощник. Индивидуальная работа учащихся; роль учителя эксперт. ЭОР П-типа
» Методики оценивания - в зависимости от уровня функционирования группы. » Может использоваться методика самооценивания.
Последовательность работы с практическим модулем МодулиВиды работы учащихся с модулем Практический1. Практическая работа 2. Творческое задание 3. Самостоятельная работа 1. Задания с использованием интерактивных карт, написать развернутый ответ на предложенный вопрос, составить таблицу. Исследование с последующим ответами на вопросы. 2. Работа по заданиям творческого исследовательского характера или Географический кроссворд 3. Набор простых заданий, проверяемых автоматически, тренажер для отработки умений и навыков
П-модуль Вода в почве. Практические задания. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Водопроницаемость почвы», «Водные режимы почвы», «Правильный полив почвы».
К-модули К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).
ЭОР К-типа » При выполнении этих заданий не дается возможности получить подсказку и выполнить задание повторно. » Задание в ЭОР К-типа имеют в, первую очередь, контролирующую функцию и могут быть использованы в качестве контрольно-измерительных материалов в преподавании курса географии.
Последовательность работы с контрольным модулем МодулиВиды работы с модулем Контрольные1.Тесты 2. Контрольная работа 1. Выполнение тестов с выставлением оценки 2. Разноуровневые контрольные работы по теме, составленные по методу перемешивания тестовых заданий.
К-модуль Гидросфера. Контрольные заданияГидросфера. Контрольные задания. Данный модуль предполагает оценку знаний по некоторым вопросам в рамках рассматриваемой темы, а именно: «Круговорот воды в природе», «Реки», «Водопады», «Взаимодействие гидросферы и литосферы».
Для каждого ЭОР разработаны аналоги – вариативы. Вариативы могут отличаться друг от друга: » глубиной изложения материала; » методикой (например, обусловленной иным набором предыдущих знаний); » характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере); » технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд); » наличием специальных возможностей; » способом достижения учебной цели (например, иным содержанием работы).
Рекомендации: » Ориентация на достижение конкретного конечного результата. » Выполнение принципа: знакомство и изучение нового материала, отработка знаний и умений на практике, контроль знаний и умений. » Объем материала, включенного в каждый ЭОР почти во всех случаях больше, чем требуется для изучения темы. Вопрос о времени, об отборе информационного и контрольного материалов, позволяющих отработать материал на обязательном или продвинутом уровне. » Вопрос домашних заданий (их форм, объема и сроков представления) решается учителем в зависимости от целей и задач урока, а также индивидуальных особенностей каждого учащегося или групп учащихся. » Электронные учебные модули рассчитаны на творческое их использование. Каждый учащийся и ученик вправе варьировать способы и объемы подачи материала с учетом степени подготовленности, реального состояния знаний, умений и навыков.
К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся: » отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга - сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях; » возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету; » неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР:ФЦИОР » модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЭОР); » доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для воспроизведения требуется установка плеера и в ряде случаев дополнительного программного обеспечения, что несколько снижает доступность этих ЭОР и предъявляет требования к ИКТ- компетентности пользователей); » вариативность; » мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации и их различные комбинации); » интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания разного типа с автоматизированной проверкой ответа).
Использование ЭОР в преподавании создаёт широкие дополнительные возможности: » расширение информационной поддержки урока: включения широкого спектра информации как необходимой, так и превышающей уровень базовых стандартов; » разная степень интерактивности занятий, предоставление возможности учителю и ученику выбора траектории изучения материала; » включение большого количества иллюстративного материала в форме мультимедийных объектов (слайд-шоу, интерактивные карты и т.д.); » возможность использования динамических моделей процессов (в виде анимаций); » возможность реализации дифференцированного подхода к учащимся.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( Целью создания Единой коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования цифровых образовательных ресурсов