СТУДЕНТОЦЕНТРИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Борисова Т.Ф. Филиал РГГУ в г. Балашихе
Наименование темы Всего по уч. плану Аудиторны е занятия Самост. работа Лекции Семина ры Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении. Сущность теории демографического перехода Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах Тема 3. Основные понятия и показатели, применяемые в демографии Тема 4. Основные демографические структуры населения Тема 5. Брачность и разводимость населения Тема 6. Рождаемость и репродуктивное поведение Тема 7. Смертность и здоровье населения Тема 8. Режим воспроизводство населения Тема 9. Миграционное движение населения Тема 10 Демографическое прогнозирование Тема 11. Демографическая политика Всего Учебно-тематический план курса (очная форма обучения, 5,5 лет)
Программа курса 1.1. Пояснительная записка 1.2. Содержание курса 1.3. Список источников и литературы 2. Планирование учебно-познавательной деятельности студентов 2.1. Учебно-тематический план курса для студентов очной формы обучения Учебно-тематический план курса для студентов заочной формы обучения Планирование учебно-познавательной деятельности студентов очной формы обучения Планирование учебно-познавательной деятельности студентов заочной формы обучения. 3. Положение о промежуточной и итоговой аттестации по курсу «Демография»
5. Задания для подготовки к итоговой аттестации 5.1. Вопросы для подготовки к экзамену (по билетам) 5.2. Подготовка тестовых заданий по курсу для промежуточного и итогового тестирования 5.3. Темы для подготовки презентаций по курсу «Демография» 5.4. Проектные задания к итоговой аттестации 4. Задания промежуточной аттестации 4.1. Планы семинарских занятий (для студентов очной формы обучения) Варианты контрольной работы (для студентов очной и заочной форм обучения) Задания по самостоятельному конспектированию (для студентов очной формы обучения) Банк тестовых заданий для промежуточной аттестации (для студентов очной формы обучения) Темы рефератов.
Цель курса: в логике компетентностного подхода: формирование у студентов общих и специальных (инструментальных) компетенций, а также социально- личностных компетенций средствами учебной деятельности при освоении курса «Демография»; в логике традиционного подхода: - формирование теоретических представлений о динамике и приоритетах демографических процессов в стране и мире, понимание современной демографической и миграционной ситуации, изучение законов естественного воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности и использование демографических знаний в анализе социальных, экономических и др. проблем, прогнозирование демографических изменений.
Задачи курса: а) в логике компетентностного подхода: формирование общепрофессиональных компетенций - системы научных знаний о народонаселении, общих закономерностях развития народонаселения в социально-экономическом и управленческом аспектах демографического исследования как основы разработки управленческих решений в сфере регулирования демографических процессов; формирование специальных профессиональных (инструментальных) компетенций как умений и практических навыков по использованию методов сбора, хранения и обработки информации, применяемых в демографическом анализе, прогнозировании и формировании демографической политики на муниципальном и региональном уровнях; развитие общекультурных (инструментальных и социально- личностных) компетенций в процессе освоения современных технологий планирования и осуществления собственной учебно-исследовательской деятельности и рефлексии уровня освоения учебной дисциплины.
б) в логике традиционного подхода: приобретение знаний и навыков в области основ демографии; формирование умений рассчитывать, понимать и пользоваться демографическими показателями; приобретение первоначальных знаний в области с анализа демографических процессов: рождаемости и репродуктивного поведения, смертности и самосохранительного поведения, брачности, разводимости и брачного поведения; приобретение первоначальных знаний в области анализа демографической обстановки в стране и мире и тенденций ее изменения; освоение основных приемов разработки демографических прогнозов; ознакомление с мерами демографической политики; умение использовать полученные знания при решении конкретных задач и практической деятельности [1 [1
Содержание работы Формы учебной работы Вид и содержание учебной деятельности студентов Лекц ии Семи нары Самостоятельная работа в аудитории Самостоятельная работа дома Сроки отчета о самост работе 1 Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении. 2 Слушание и конспектирование лекции Подготовка к семинару 1 Выступление на занятии 2 Заполнить таблицу: «Зарождение демографической науки и ее эволюция» Сдать на проверку на занятии 2 Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах. 2 2 Тема 3. Основные понятия и показатели, применяемые в демографии. 2 Слушание и конспектирование лекции Подготовка к семинару 2 Выступление на занятии 3 Семинар 1 «Текущий учет и социально-демографические обследования населения. Переписи населения». 2 Участие в работе семинара Заполнить таблицу: «История переписей в мире и в России» Сдать на проверку на занятии 3 3 Тема 4. Основные демографические структуры населения. 2 Слушание и конспектирование лекции Подготовка к семинару 3 Выступлен6ие на занятии 4 Семинар 2 «Основные демографические показатели воспроизводства и движения населения» 2 Участие в работе семинара Планирование учебно-познавательной деятельности студентов очной формы обучения (60 ак. часов) Та блица 1
4 Тема 5. Брачность и разводимость населения. 2 Слушание и конспектирование лекции Подготовить конспект по теме: «Современное со стояние брачности и разводимости в России» Сдать на проверку на занятии 5 Семинар по теме 3 «Основные демографические структуры населения» 2 Участие в работе семинара Выступление на занятии 5 5 Тема 6. Рождаемость и репродуктивное поведение. 4 Слушание и конспектирование лекции Подготовка к семинару 4 Сдать на проверку на занятии 6 6 Семинар 4 «Брачность и разводимость населения» 4 Участие в работе семинара Подготовить конспект по теме: «Динамика рождаемости в России» Сдать на проверку на занятии 7 7 Тема 7. Смертность и здоровье населения. 4 Слушание и конспектирование лекции Подготовка к семинару 5 Выступление на занятии 8 8 Семинар 5 «Рождаемость и смертность населения. Репродуктивное поведение» 4 Участие в работе семинара Подготовить конспект по теме: «Особенности смертности в современной России». Сдать на проверку на занятии 9
9 Тема 8. Режим воспроизводство населения. 2 Слушание и конспектирование лекции Подготовка к промежуточному тестированию по пройденным темам Участие в тестировании на занятии 10 Тема 9. Миграционное движение населения Тема 9. Миграционное движение населения. 2 Слушание и конспектирование лекции Подготовка к семинару 6 Выступление на занятии 11 Промежуточное тестирование2Участие в тестировании 11 Семинар 6 Миграция населения, её демографические последствия. 4Участие в работе семинара Подготовка домашней контрольной работы Сдать за 7 дней до начала сессии 12 Тема 10 Демографическое прогнозирование. 4- Слушание и конспектирование лекции Подготовка реферата Сдать на занятии 15 13Тема 11. Демографическая политика 4- Слушание и конспектирование лекции Подготовка к семинару 7 Выступление на зан Семинар 7 «Демографическое прогнозирование и демографическая политика» - 12 Участие в работе семинара Подготовка презентации или проектной исследовательской работы (по выбору) Защита на занятии Защита презентаций и проектных работ, рецензирование реферата 4 Участие в защите творческих исследовательских работ Подготовка к итоговой аттестации Рецензирование реферата Всего
Формы итоговой аттестации (Экзамен) Защита презентации Защита проекта Сдача устного экзамена Итоговое тестирование по курсу 5.2. ПОДГОТОВКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ (по выбору): ПОДГОТОВИТЬ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЗНАНИЙ ПО ТЕМАМ (от 15 до 20 заданий): Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении. Объект, предмет, задачи и методы демографии. Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах. Перепись населения. Тема 3. Основные демографические показатели воспроизводства и движения населения. Тема 4. Основные демографические структуры населения. Тема 5. Брачность и разводимость населения. Тема 6. Рождаемость и репродуктивное поведение.
ПОДГОТОВИТЬ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМАМ (от 15 до 20 заданий): Тема 7. Смертность и здоровье населения. Тема 8. Воспроизводство населения. Естественный прирост и показатели воспроизводства населения Тема 9. Миграция населения, её роль в изменении численности и состава населения. Государственная миграционная политика в РФ. Тема 10. Урбанизация и ее влияние на демографические процессы воспроизводства населения. Тема 11. Демографическое прогнозирование и демографическая политика ПОДГОТОВИТЬ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ВСЕМУ КУРСУ (от 20 до 25 заданий) ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО КУРСУ «ДЕМОГРАФИЯ» (объем от 23 до 28 слайдов) История демографии. Выдающиеся исследователи в области демографии в России и за рубежом. Становление демографического знания в России: от первых переписей населения до настоящего времени. Современные демографические проблемы в России. Брачность и разводимость: сущность и динамика данных процессов в мире и России (исторический контекст). Рождаемость и смертность: сущность и динамика данных процессов в мире и России (исторический контекст). Миграция населения: сущность и динамика миграционных процессов в мире и России (исторический контекст).
5.4. ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Задание: провести исследование по одной из предлагаемых тем и оформить отчет в объеме до 30 страниц компьютерного текста, шрифт 14, интервал 1,5, все поля по 2 см., минимальное количество использованных источников – 5. Общие требования к оформлению отчета соответствуют требованиям к научно- исследовательской (курсовой) работе. Демография и будущее цивилизации (по работам С.П. Капицы). Использование математических и статистических методов в демографии как основа организации страхования жизни. Молодежь и социально-демографические проблемы Российской Федерации. Реализация основных направлений демографической политики в России (на примере городского округа Балашиха). Роль средств массовой информации в формировании репродуктивно- демографического поведения. Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель социально -экономической ситуации в России.
Благодарим за внимание!