ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Цель ФГОС – обеспечение единства образовательного пространства РФ Цель ФГОС – обеспечение единства образовательного пространства РФ Доступность качественного основного общего образования Преемственность ступеней образования Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и сохранение их здоровья Создание социальной ситуации развития Единство требований к формированию компетенций
Организация индивидуально ориентированной воспитательной работы в группах Постановка воспитательных задач исходя из особенностей контингента по видам готовности к школе Целевая педагогическая работа по созданию детского коллектива Программа социализации Плановая и целевая организация прогулок Учет комплексно-тематического принципа Плановая работа по сопровождению детей в самостоятельной и игровой деятельности во второй половине Игра как средство коррекции личностного развития и общения Включение семьи в образовательно – воспитательный педагогический процесс Профилактика и просвещение Развитие профессионального диалога Методическая и профессиональная поддержка специалистов ДОУ Обеспечение коррекционного процесса воспитанников особенностями в развитии, поведении и социализации Система мониторинговых исследований Федеральные государственные требования: направления модернизации воспитательно-образовательного процесса Внутренний ресурс ДОУ Привлечение внешнего ресурса Индивидуальная и групповая развивающая работа Диагностика
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях образовательного учреждения (ДОУ, школе) – достаточно молодое направление в образовании. Первая книга в помощь педагогу психологу вышла в 1991 году: «Рабочая книга школьного психолога» под ред. А.И. Дубровиной. В работах Битяновой М.Р., Овчаровой Р.В, Фридмана Л.М.
Содержание психолого- педагогического сопровождения Определение Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого дошкольника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление работы педагога-психолога ДОУ. В соответствии с ФГТ психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляется психологами ДОУ в сотрудничестве с педагогами.
Три перспективных направления в функционале педагога-психолога Консультирование воспитателей по вопросам совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В первую очередь это вызвано необходимостью обеспечивать индивидуальные образовательные маршруты детей. В частности, педагог-психолог вместе с воспитателем должен создавать условия для психологически комфортного существования детей в различных образовательных областях, определять психологически обоснованные "коридоры" перехода воспитанников из одной образовательной страты в другую, обеспечивать необходимый уровень компетентности воспитанников в рамках конкретного уклада ДОУ. В совокупности это и составляет психологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута.
Диагностика состояния воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Задача состоит в том, чтобы дать оценку текущего состояния воспитательно- образовательного процесса. Это новая для психологической диагностики задача.
Профессиональная коммуникация. Или психологическое просвещение. Необходимость введения нового термина связана с задачей преодоления широко распространенных в последнее время ложных и надуманных психологических знаний. То есть стоит задача преодоления поверхностного психологического просвещения, последствий распространения информации, наукой не подтвержденной. В качестве примера можно привести слухи о "детях индиго". А также другие мифы относительно психологических закономерностей обучения и развития современных детей, которые широко бытуют как среди воспитателей, так и родителей.
Практика развивающего обучения показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогом по анализу условий и результатов развития воспитанника в реальном воспитательно-образовательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку воспитателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в деле организации воспитательно- образовательного процесса. Отсюда следует, что приоритетным направлением деятельности педагога-психолога становится ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ.
Образовательные области Образовательные области Компетенции учащихся Компетенции учащихся Виды готовности Личностно - социальная Эмоционально волевая Интеллектуальная Мотивационная Социализация Труд Художественное творчество Музыка Познание Коммуникации Чтение художественной литературы Физическая культура Здоровье Безопасность Познавательная Личностная Коммуникативная Регулятивная Психосоматическая готовность Здоровье Кризисы Травмы Неблагополучные условия
МИССИЯ – содействие формированию национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности ЦЕЛЬ – Организация образовательного пространства, обеспечивающего психолого- педагогическое сотрудничество в создании личностной культуры социальной культуры семейной культуры И сделать это точкой силы для преодоления любых трудностей
Алгоритм деятельности по психолого- педагогическому сопровождению на основе анализа актуальных запросов
Методическое и психологическое сопровождение воспитателей, обеспечивающее создание внутренней культуры посредством:
Содержание транслируемого опыта Распространение образовательных технологий, направленных на формирование человеческих ценностей: здоровье семьи позитивные межличностные отношения духовно-нравственные семейные традиции творчество социального взаимодействия Формы распространения Семинары Индивидуальные и групповые консультации Круглые столы Выступления на педагогических советах Тренинги
«Работать по-старому нельзя, поэтому мы начинаем новое дело, которое принесет пользу детям и позволит нам самим работать творчески, делать открытия, а значит - расти в личностном и профессиональном планах!» Василевская Е.В., ФГОУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва