Совершенствование методических подходов к формированию учебно-предметных компетенций (анализ регионального мониторинга данного направления с привлечением.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первая конференция READ «Разработка подходов к системам оценивания» 30 сентября – 2 октября 2009 Москва, Россия Инструментарий мониторинга учебно-предметных.
Advertisements

Инструментарий мониторинга учебно-предметных компетенций учащихся начальной школы Пётр Нежнов, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник.
Наблюдательный совет Центр международного сотрудничества по развитию образования 12 октября 2010 Москва, Россия Alexey Voroncov, кандидат педагогических.
Мониторинг учебной успешности в начальной школе. Исходное понятие компетенции – содержит несколько интуиций: социально релевантное (осмысленное) действие.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Региональная модель оценки качества профессиональной подготовки педагога в соответствии с профессиональным стандартом ( модель оценки профессиональной.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Колядинцева О.А., первый проректор- проректор по научно-методической и инновационной.
Диагностика сформированности УУД в 5 классе в рамках введения ФГОС.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Система оценки планируемых результатов освоения программы основного образования в контексте ФГОС Районный семинар
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В рамках реализации.
«…мы…разработаем и введем новые требования к качеству образования… введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций.
Поддержка образовательных учреждений в формировании школьной системы оценки образовательных достижений обучающихся в рамках ФГОС Полянская С.Ю. начальник.
А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников (SAM): потенциал и возможности инструментария Учебный курс.
Роль и место УМК «Мирный атом» в региональной образовательной политике Дозморова Е.В.
Мониторинг достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО в региональной системе оценки качества образования Глаголева Ю.И., к.п.н., заведующий.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Г. Пенза, 13 мая 2013 года. Структура апробации мониторинговых процедур Комплексная триединая работа Предметные работы – 45 мин русский язык, математика,
Об итогах проведения регионального мониторинга качества образования в первом полугодии 2013 года и задачах на второе полугодие 2013 года Бекмухаметова.
Транксрипт:

Совершенствование методических подходов к формированию учебно-предметных компетенций (анализ регионального мониторинга данного направления с привлечением обучающихся 5 и 7 классов общеобразовательных школ автономного округа)

Образовательные модели и мониторинговые исследования Модель «обучение» ГИА, ЕГЭ TIMSS, PIRLS, PISA Модель «компетентностный подход» SAM Модель «культурное развитие» Предметное тестирование Модель «обучение и развитие» Психологическая диагностика

Особенности SAM (School Achievements Monitoring ) SAM - это тестовый инструмент оценки учебно- предметных компетенций, отражающих меру присвоения учащимися содержания школьных дисциплин – таких, как математика, русский язык, естествознание.

Уровни качества компетенций в мониторинговых исследованиях TIMSSPIRLSSAM знание фактов и процедур; применение понятий; решение стандартных задач; рассуждения нахождение и удержание информации; формулирование выводов интерпретация и интеграция информации анализ и оценка содержания, языка ориентация на форму способа действия ориентация на существенное отношение в основе способа действия ориентация на границы способа действия

Уровни освоения культурного способа действия: Первый уровень (репродуктивный) – опора на форму культурного образца действия Второй уровень (рефлексивный) – опора на содержательное основание способа действия – понятие, фиксирующее существенное отношение данной предметной области. Третий уровень (продуктивный) – ориентация на поле возможностей способа действия.

Мониторинг учебной успешности предметность знаний (ориентация на существенные отношения задачи); умение использовать схемы, графики и другие средства представления информации как инструмент собственного действия в новой, нестандартной ситуации; умение учиться (в данном контексте умение пользоваться подсказками); умение рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения.

Виды грамотности Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Языковая грамотность ( Основная единица объекта тестирования – обобщенный способ действия, который обеспечивает решение задач в рамках относительно целостного раздела предметной дисциплины. Единица такого инструмента – блок из трех задач разного уровня, относящийся к некоторой области предметного содержания)

Пример трехуровневой задачи 1 уровень Сколько квадратных сантиметров составляет площадь прямоугольника ABCD? А В D C 1 см 2 2 уровень Измерь площадь фигуры, показанной на рис.1, используя в качестве единицы измерения площадь заштрихованной фигуры, показанной на рис. 2. Запиши получившееся число. Рис. 1 Рис. 2 3 уровень Измерь площадь большого треугольника, используя в качестве единицы измерения площадь маленького треугольника. Запиши получившееся число.

Сводные таблицы усредненных профилей Уровень IIIIII Математика Естествознание Русский язык Процент пятиклассников, успешно выполнивших задания разного уровня Уровень IIIIII Математика Естествознание Русский язык Процент семиклассников, успешно выполнивших задания разного уровня

Результаты мониторинга

Рекомендации по использованию результатов мониторинга 1. Организовать обсуждение результатов исследования в целях определения приоритетных направлений совершенствования методической работы и повышения квалификации. 2.При планировании деятельности районных методических объединений учителей – предметников учитывать результаты настоящего исследования 3. Провести анализ соответствия учебных достижений учащихся требованиям ФГОС по предложенным предметным областям. 4. Провести анализ существующих учебных программ и УМК с точки зрения их соответствия требованиям ФГОС по линии «метапредметные результаты» 5.Обеспечить своевременное повышение квалификации учителей, осуществлять контроль методического уровня педагога, эффективности образовательной деятельности учителей в системе повышения квалификации. 6.При анализе деятельности учителей учитывать реализацию ими деятельностного подхода к процессу обучения. 7.Переходить к процессу управления ОУ на основе изучения результатов мониторинговых исследований. 8.Освоить подходы к конструированию трехуровневых задач. 9. Организовать повышение квалификации педагогов по освоению современных оценочных процедур в начальной школе. 10. Использовать разработанные в ходе данного исследования подходы и критерии к оценке степени освоения учебных умений по ряду предметных областей в повседневной практике и в ходе разработки рабочих программ и других материалов. 11.Использовать методы, приёмы и формы организации учебной деятельности, способные обеспечить освоение ФГОС, в том числе, компетентностный подход.

Общая схема мониторинга Мониторинг развивающие эффекты обучения «компетентность» – как умение учащихся осуществлять перенос известных способов действия из одной области знаний в другую при решении конкретно-практических задач предметные знания и умения учащихся Разработка комплексных программ: - развитие форм учебного сотрудничества; - формирование контрольно- оценочной, учебной самостоятельности; - формирование основ теоретического мышления; - формирование учебной деятельности; - освоение способов и форм работы с различными источниками информации Разработка и апробация системы задач и заданий, направленных на отслеживание уровней проявления развивающих эффектов РО ( проверочные диагностические работы, стартовые и итоговые работы) Проектные задачи (ПЗ) Тематические предметные обучающие ПЗ ПЗ Итоговые предметные ПЗ Межпредметные, разновозрастные ПЗ Требования к предметным результатам и условия для их достижения Трехуровневые предметные задачи Новые образовательные результаты

Участники мониторингового исследования 13 муниципалитетов ЯНАО 56 образовательных учреждений. Из них 39 городских 17 сельских школ. 68 классов. Из них: 4 гимназии, 8 школ- интернатов, 44 средние общеобразовательные школы. Количество учащихся: 5 классы человек, 7 классы человек.

Вопросы для дискуссии Отрицательные результаты мониторинга формирования учебно-предметных компетенций у обучающихся 5 и 7 классов: провал или исходная основа для тщательного анализа и принятия управленческих решений? Какие выводы можно сделать, какие шаги можно предпринять по результатам мониторинга формирования учебно-предметных компетенций у обучающихся 5 и 7 классов? Какие положительные моменты можно извлечь из результатов мониторинга формирования учебно- предметных компетенций у обучающихся 5 и 7 классов?

Предложения в решение коллегии ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» разработать модель мониторинга качества образования в системе образования автономного округа на основе компетентностного подхода. Срок – ноябрь 2012 года ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» разработать методические рекомендации по применению инновационных форм и технологий диагностики учебно-предметных компетенций на уроке и в системе внутришкольного контроля. Срок – август 2012 года ГКУ ДПО ЯНАО «Региональный центр оценки качества образования» разработать комплекс алгоритмов работы с информацией, получаемой в ходе апробации АИС «Сетевой регион». Срок – октябрь 2012 года ГКУ ДПО ЯНАО «Региональный центр оценки качества образования» разработать циклограмму мониторинга учебно-предметных компетенций у обучающихся начальной школы и обучающихся 5 классов общеобразовательных школ, участвующих в эксперименте по апробации ФГОС Срок – июль 2012 года