Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития образования МИОО, сопредседатель Совета Педагогического сообщества учебного проектирования
ФГОС второго поколения для начальной школы «…формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…».[1] [1] [ 1][ 1] Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: С.1 [ 1]
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих…»[1] определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих…»[1][1] [ 1][ 1] Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: С.6,7 [ 1]
Курс «Проектная деятельность» Результатом раннего обучения проектной деятельности будет являться сформированность способности к проектной деятельности учащихся в такой степени, чтобы учитель-предметник основной общеобразовательной школы использовал учебное проектирование для организации самостоятельного приобретения знаний учащимися на предметном содержании отдельных дисциплин.[1] Результатом раннего обучения проектной деятельности будет являться сформированность способности к проектной деятельности учащихся в такой степени, чтобы учитель-предметник основной общеобразовательной школы использовал учебное проектирование для организации самостоятельного приобретения знаний учащимися на предметном содержании отдельных дисциплин.[1][1] [1] Н.Ю. Пахомова. Обучение проектной деятельности в начальных классах. Управление начальной школой 1. М С.14 [1]
Задачи курса Научить анализировать разного рода ситуации, содержащие проблемы, вычленять проблему и конкретизировать ее; Научить анализировать разного рода ситуации, содержащие проблемы, вычленять проблему и конкретизировать ее; Научить применять технологию проектирования для поиска решения проблемы; Научить применять технологию проектирования для поиска решения проблемы; Сформировать рефлексивные умения и критическое мышление для оценивания качества и эффективности найденного решения Сформировать рефлексивные умения и критическое мышление для оценивания качества и эффективности найденного решения
Структура каждого урока содержит Интерактивную часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся; Интерактивную часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся; Коллективную часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант; Коллективную часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант; Презентативную часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности Презентативную часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности
1-ый год обучения Планировать работу по заданному результату; Планировать работу по заданному результату; Составлять план и фиксировать его выполнение; Составлять план и фиксировать его выполнение; Выполнять работу в соответствии с планом; Выполнять работу в соответствии с планом; Предъявлять и представлять ход работы; Предъявлять и представлять ход работы;
2-ой год обучение Составлять план по действиям и операциям Составлять план по действиям и операциям Распределять работу в соответствии с планом Распределять работу в соответствии с планом Составлять план работы с учетом времени Составлять план работы с учетом времени Формулировать проблему и цель Формулировать проблему и цель Определять задачи Определять задачи Формулировать ожидаемый результат; Формулировать ожидаемый результат;
3-ий год обучения 3-ий год обучения составлять план по операциям с учетом времени составлять план по операциям с учетом времени составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации составлять оптимальный план с различными факторами оптимизации рефлексивному анализу работы по плану рефлексивному анализу работы по плану ставить и проводить исследование ставить и проводить исследование полному циклу проектирования - от замысла до продукта или результата проектирования полному циклу проектирования - от замысла до продукта или результата проектирования рефлексивному анализу своей работы и самооцениванию рефлексивному анализу своей работы и самооцениванию
Критерии оценивания Критерии оценивания: Критерии оценивания: правильность составления плана деятельности; правильность составления плана деятельности; отметки в плане хода выполнения отдельных операций; отметки в плане хода выполнения отдельных операций; соответствие изделия требованиям задания; соответствие изделия требованиям задания; качество презентации; качество презентации; рефлексия групповой работы во время презентации рефлексия групповой работы во время презентации
Проектные умения планирование, планирование, целеполагание, целеполагание, проблематизация, проблематизация, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, анализ условий существования проблемы с выделением возможных и необходимых действий в проблемном поле, элементарные рефлексивные и презентативные умения элементарные рефлексивные и презентативные умения
Учебные пособия Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс. М.: ИЦ «Маска», 2008; Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 2 класс. М.: ИЦ «Маска», 2008; Пахомова Н.Ю., Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2 класса./3-е изд., исп. М.: ИЦ «Маска», 2009; Пахомова Н.Ю., Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 2 класса./3-е изд., исп. М.: ИЦ «Маска», 2009; Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 2 класса. М.: ИЦ «Маска», 2008; Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 2 класса. М.: ИЦ «Маска», 2008;
Учебные пособия Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс. М.: ИЦ «Маска», 2009; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс. М.: ИЦ «Маска», 2009; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 3класса. М.: ИЦ «Маска», 2009; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 3класса. М.: ИЦ «Маска», 2009; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 3 класса. М.: ИЦ «Маска», 2009; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 3 класса. М.: ИЦ «Маска», 2009;
Учебные пособия Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс. М.: ИЦ «Маска», 2010; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс. М.: ИЦ «Маска», 2010; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 4 класса. М.: ИЦ «Маска», 2010; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 4 класса. М.: ИЦ «Маска», 2010; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 4 класса. М.: ИЦ «Маска», 2010; Пахомова Н.Ю., Суволокина И.В., Денисова И.В. Проектная деятельность: Учебный материал для учащихся 4 класса. М.: ИЦ «Маска», 2010;
Итоги апробации Первые итоги апробации курса «Проектная деятельность» в 14 классах школ города Москвы наблюдался выход на методологический уровень усвоения способов действий ( Первые итоги апробации курса «Проектная деятельность» в 14 классах школ города Москвы наблюдался выход на методологический уровень усвоения способов действий ( Учащиеся, в основном, освоили технологию проектирования и умеют применять её, как универсальный способ для решения различных проблем
Курс «Проектная деятельность» дает возможность не только формировать готовность к проектной деятельности, но и закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей
Адрес сайта лаборатории и Педагогического сообщества учебного проектирования