Характерные черты культуры Древней Греции
Греческая культура породила искусство, проникнутое верой в красоту, уважением к достоинству человека. Любое дошедшее до нас орудие труда и предмет быта той эпохи свидетельствуют о единстве стиля формирования предметной среды периода античной классики, форма изделия полностью отвечает его назначению, функции и конструкции, форма связана с человеком и средой.
Древнегреческая архитектура простота, правдивость, ясность композиций, гармоничность и пропорциональность общих форм и всех частей пластичность органичной связи архитектуры и скульптуры, тесное единство архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений
Древнегреческие храмы Храм Парфенон посвящен Афине Кариатида
Храм Парфенон посвящен Афине О храме богини Афины Парфенос (Девы), построенном в V в. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов, говорили: «Если ты не был в Афинах ты верблюд, если был и не восхитился осел». Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города Акрополе. На первый взгляд Парфенон очень прост мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами, которые почти вдвое ниже колонн Большого театра в Москве. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичности и гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе.
Древнегреческие храмы Эрехтейон - своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры - кариатиды. Эрехтейон. Храм, посвященный Афине и Посейдону ( до н.э.)
Древнегреческие архитектурные стили Дорический ордерИонический ордерКоринфский ордер
Постепенно растущая популярность театральных постановок привела к тому, что они стали самостоятельным видом искусства и одним из самых страстных увлечений древних греков. По своему устройству, как и любой другой античный театр, он напоминает открытый стадион – зрительские ряды полукружиями поднимаются вверх по склонам от орхестры площадки, где происходило действие. Театр был рассчитаны практически на все население города и вмещал до 17 тысяч зрителей.
Древнегреческая скульптура образ свободного человека воплотился в каменных изваяниях, как одиночных, так и объединенных в пластические группы
Устройство жилых домов отражает формы общественной жизни и существующие обычаи. Жилища знатных афинян были сложены из тесаного камня, стены снаружи белились известкой. Внутренние помещения греческого дома были украшены настенной живописью и облицовкой. На оштукатуренных стенах развешивалось оружие, глиняные сосуды, иногда ковры и циновки. Расписной кессонный потолок был известен уже в VI в. до н. э. Полы чаще всего были мозаичными, позднее, под влиянием Востока, их стали покрывать коврами.
Греческий (древнегреческий) стиль интерьера характеризуется отсутствием роскоши в интерьере. В интерьере проявляется мощь и сила древнего государства, которая отражается как в мебели, так и отделке и предметах декора. Пастельная гамма в сочетании с мрамором – узнаваемый элемент стиля. На окнах искусные драпировки с узорами. В греческом стиле интерьера предпочтение отдается холодным цветам. Это белый, лимонно- желтый, солнечно-желтый, все оттенки синего (от светло-голубого до самого насыщенного), сине- зеленый, зелёно-голубой, изумрудный цвета.
Не только для греческого жилища, но и для всего греческого искусства было характерно гармоничное сочетание жизнеподобия и меры, живой чувственной непосредственности и рациональной конструктивности
Клисмос – род стула, предназначавшегося для повседневного употребления. Его форма удивительно точно выражала всю статическую работу материала. В месте наибольшего внутреннего напряжения (на стыке с сидением) ножки были утолщены, их место подчеркнуто головкой нагеля - большого гвоздя. Он был важен для образа вещи, который, в отличие от египетского, содержал в себе разумное техническое начало, выявляя конструктивный смысл. В клисмосе ощущалась его полная причастность к человеку – изображения сидящих на клисмосе женщин – живой пример того, как предмет и фигура человека органически дополняют одна другую. а стул - клисмос (Афины, IV в. до н. э.); б ложе с мягкой обивкой и подушками; в стол обеденный
клинэ трапедза Мебель Древней Греции
Греческая керамика амфора кратер гидрия киаф
Орнамент Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. Это меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали.
Орнамент в отделочных материалах
Одежда древних греков давала простор для художественного творчества; искусству драпировки был обучен каждый гражданин. Два её основных вида – хитон и гиматий не было необходимости сшивать. Головные уборы надевались изредка: во время военных походов и путешествий на голове носили шляпу с полями, называемую петас, а на плечи накидывалась хламида – род плаща из плотной ткани. Одежда
Основные характеристики древнегреческого искусства: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, так как рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Главная цель древнегреческого искусства эстетическое наслаждение.