Часть I
Достоевский «Преступление и наказание» Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 села Мамонтова Алтайского края МОУ СОШ 1 села Мамонтова Алтайского края Виртуальная экскурсия
Улика и улица - разные транскрипции одного и того же слова. Уличить - значит установить лицо, т.е. приобщить улице, открыть со всех сторон. Раскольников, живя в себе, не желает быть частью улицы : он хочет оставаться незамеченным, быть невидимым - невидимкой, которому все позволено. Но, проходя по улицам Петербурга, он все же говорит читателю о себе больше, чем в любом из своих монологов. Раскольников дает читателю »знания» о нем самом, тем самым преподносит, не желая того, «улики»
Дом Раскольникова Дом старухи Сенная площадь Дом Сони Спуск на Екатерининскомканале Николаевский мост
«Улика» 1: Петербург –город «пышный» «Улика» 1: Петербург –город «пышный «Улика « 2: Петербург – город «желтый» «Улика « 3: Петербург –город «переступивший» «Улика «4: Петербург - город тупиков и перекрестков «Улика «4: Петербург - город тупиков и перекрестков «Улика» 5: Петербург - город «на пороге» «Улика» 6 : Петербург –город реальности и фантасмагории «Улика» 6 : Петербург –город реальности и фантасмагории
Панорама города, открывающаяся в романе, весьма широка. Это берега каналов, мосты, набережные, это Сенная площадь и ее окрестности. Но какими бы маршрутами ни следовал герой Достоевского, один городской пейзаж ему чужд: это вид на Исаакиевский собор. Петербург –город, в котором не существует ничего святого, Исаакиевский собор. священного, прекрасного. Именно поэтому обходит стороной Раскольников по пути на Васильевский остров и Адмиралтейство, и Медного всадника, и Петропавловскую крепость. Так опровергается «город пышный». Васильевский остров и Адмиралтейство, и Медного всадника, и Петропавловскую
Угловой дом 5 на скрещении Гражданской (бывшей Средней Мещанской) улицы и Столярного переулка условно принято считать «домом Раскольникова». Условно, потому что топографическая точность романа обманчива. И поэтому оказывается, что домом Раскольникова мог бы быть любой из тех, что стоит в Столярном переулке. На гранитной плите выбит соответствующий текст, сочиненный почетными гражданами Санкт-Петербурга Дмитрием Лихачевым и Даниилом Граниным: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества»…
Каморка Раскольникова -это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек, мир, в котором невозможно быть и из которого есть только один выход