Аввакум ( ) Нет участи слаще, Желанней конца, Чем пепел, стучащий В людские сердца. В. Шаламов В. Шаламов Автор презентации: Архипова Н.П.
Аввакум ( ) Нет участи слаще, Желанней конца, Чем пепел, стучащий В людские сердца. В. Шаламов Автор презентации: Архипова Н.П.
Мятежный пастырь, книжник дикий, Он не умел послушным быть, И не могли его владыки Ни обломать, ни улестить. Попытки их не удавались, стоял он глупо на своем, хотя они над ним старались и пирогом, и батогом. В своей истории подробной Другой какой-нибудь народ Полупохожих и подобных Средь прародителей найдет. Но этот – крест на грязной шее, В обносках мерзостно худых – Мне и дороже и страшнее Иноязычных, не своих. Ведь он оставил русской речи И прямоту, и срамоту, Язык мятежного предтечи, светившийся, как угль во рту. Я. Смеляков Мятежный пастырь, книжник дикий, Он не умел послушным быть, И не могли его владыки Ни обломать, ни улестить. Попытки их не удавались, стоял он глупо на своем, хотя они над ним старались и пирогом, и батогом. В своей истории подробной Другой какой-нибудь народ Полупохожих и подобных Средь прародителей найдет. Но этот – крест на грязной шее, В обносках мерзостно худых – Мне и дороже и страшнее Иноязычных, не своих. Ведь он оставил русской речи И прямоту, и срамоту, Язык мятежного предтечи, светившийся, как угль во рту. Я. Смеляков Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (теперешней Нижегородской губернии, Княгининского уезда).
Земляками Аввакума были патриарх Никон, Иоанн Неронов, Павел, епископ коломенский, Иларион, архиепископ рязанский – те лица, с которыми ему впоследствии суждено было встречаться на общественном поприще. Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, Аввакум на 21-м году был рукоположен в дьяконы, а в 1643 или 1644 году поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него.
Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум пробыл в этом городе всего 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и пришлось ему спасаться в Москву. Как раз около этого времени патриархом становится Никон, который вскоре расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева.
В 1653 году выходит первая новоисправленная книга, издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестуют Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подают челобитную царю. Начинается открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном.
Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию.
Поход Пашкова сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. Аввакум, кроме того, не раз испытывал на себе гнев «озорника» воеводы, который однажды избил его до потери сознания. В 1662 году по ходатайству московских друзей Аввакум был возвращен из ссылки.
Чрезвычайно милостливо отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Но пути Аввакума и его покровителей были разные: они боролись против Никона лично, а Аввакум шел против Никонова дела, его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали его примириться. Для Аввакума компромисс был невозможен, колебание его могло быть только минутным. Поддерживаемый своей фанатичной женою, он ревностно обличает «еретическую блудню».Алексей Михайлович
Царским указом от 22 августа 1664 года протопоп Аввакум был выслан в Пустозерск, но достиг только Мезени. Полтора года он жил в Окладниковой слободе, служа в местной церкви. В марте 1666 года (год пострижения в монахи бывшего патриарха Никона) его доставили в Москву на заседание Церковного Собора, где уговаривали покаяться, но протопоп Аввакум продолжал упорствовать в приверженности к старой вере. 13 мая 1666 года он был расстрижен, предан анафеме и увезен в Никольский монастырь на Угрешу, близ Москвы.
По указу царя от 26 августа 1667 года Аввакум был сослан в Пустозерский острог, где в апреле 1676 года заключен в осыпную земляную тюрьму, где и были написаны его сочинения. Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То обращался он к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения.
14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича протопоп Аввакум и его сподвижники – священник Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний – инок Епифаний – были сожжены в едином срубе «за великие на царский дом хулы».
В 1686 году на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенскими старообрядцами был поставлен крест, ныне утраченный. В 1989 году был установлен памятный знак с колоколом (фото), а в 1991 году старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли крест и освятили его.
Использованные материалы Энциклопедия для детей. Т.9. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Ч. 1. – М.: «Аванта+», Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. – М.: Молодая гвардия,