Работа с документами и историческими источниками на уроках истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработку урока-практикума в 10 классе по теме: Смутное время Российского государства. Цели урока: на основе анализа документального и учебного материала.
Advertisements

Бернат И.П. учитель истории и обществоведения ГУО «Гимназия 36 г. Минска»
Анализ качества знаний кафедры общественных дисциплин.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Организация исследовательской работы на уроках МХК.
Уровни научно – исследовательской работы Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района МБОУ ДОД «Поспелихинский районный Центр детского творчества»
Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь. ( Китайская пословица ) Подготовила учитель Дорогинина С.О.
Работа с историческими источниками на уроках. Анализ современного школьного опыта показывает отсутствие интереса у учащихся к историческим источникам.
Загадки истории Учитель истории Монашевич Ольга Владимировна с.Казачье Боханского района Иркутской области.
ГИА – государственная итоговая аттестация Цель: Выявление уровня исторической подготовки, аттестация выпускников за курс основной школы.
ИСТОЧНИК КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ. Педагогическая мысль об источнике как средстве обучения 1 этап: е гг.: разработана традиционная модель работы.
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
Вариативный час по истории Курс «История русской культуры»
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Городской семинар учителей истории и обществознания «Системный подход.
Конспект как одна из форм самостоятельной работы с литературой. Библиотечный урок для 9 класса.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Транксрипт:

Работа с документами и историческими источниками на уроках истории

Одним из способов построения урока истории, который стимулировал бы самостоятельную деятельность учащихся, формировал потребность в знаниях, интерес к истории является использование исторических источников.

Данный метод получил название лабораторного. Развивая интерес к истории, лабораторный метод позволяет индивидуализировать преподавание с учетом возраста и степени подготовленности учащихся, их умственного развития; повысить интенсивность труда старшеклассников; научить его анализировать материал и делать самостоятельные выводы; формировать историческое сознание. Основными способами "учебного исследования" выступает исторический анализ и критика источников.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений. Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый.

Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать : отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого; мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий; фрагменты из современной научной, научно- популярной, художественной литературы; фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.); газетная информация и публицистические материалы; справочные, статистические материалы; наглядные средства обучения.

Приёмы работы с историческим текстом чтение и анализ; чтение и анализ; выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; комментированное чтение; коллективный разбор текста; коллективный разбор текста; формулирование вопросов к тексту; формулирование вопросов к тексту; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; формулирование обобщенных выводов; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта; составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта; подготовка сообщений, рефератов и т.д. подготовка сообщений, рефератов и т.д.

Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения: 1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.

2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.

3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.

На уроках истории в старших классах целесообразно использовать задания, ориентированные на творческо- поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Разработку урока-практикума в 10 классе по теме: Смутное время Российского государства. Цели урока: на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени; знать отношение различных слоев к этому явлению; выделять основные периоды Смуты; учиться выявлять причинно- следственные связи; развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; формировать умение рассматривать историческую проблему с различных позиций; совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами; выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

Оборудование урока: учебник – Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века; рабочие листы с документами, вопросы и задания к документам.

1. Вступительное слово Тридцатилетие с конца XVI по начало XVII века в русской истории получило название Смута или Смутное время. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Г. Котошихиным, был подхвачен исследователями, поскольку очень точно давал представление о происходивших в то время событиях: смена царей, кровавые междоусобицы, острая политическая и социальная борьба, иностранная интервенция, народно-патриотические движения.

Историки о Смуте Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели в Смуте безумную распрю знатных шляхецких родов, буйство народное, разврат русских людей от черни до вельмож, бунт безумный и беспощадный. С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением общественных (земских) и противуобщественных (родовых) начал русского общества.

В.Б. Кобрин определил Смутное время как сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых. Нет единства и в вопросе о причинах Смуты. Современники рассматривали Смуту так: Смута – божья кара за грешную жизнь.

Задание учащимся На основании приведенных документов сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах, сущности и последствиях Смутного времени.

Вопросы и задания к документам 1. Сформулируйте определение Смуты (Смутного времени), перечислите её причины. 2. Опишите положение в стране, которое привело к возможности появления самозванцев. 3. Кто и почему поддержал Лжедмитрия в стране и за рубежом? 4. Можно ли считать Смуту специфическим российским явлением? 5. Как вы оцениваете последствия Смуты?

Список документов Из грамоты II ополчения с призывом отстать от воровства год. Из повести История о первом патриархе Иове. Из приговора нижегородцев о создании II ополчения.

Исторические цитаты: Н.М. Карамзин История государства Российского В.Б. Кобрин Смута Н.И. Костомаров Смутное время Московского государства И.Е. Забелин Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время С.Ф. Платонов Лекции по русской истории.

Итоги урока Учащиеся работают с источниками, сопоставляют, анализируют позиции различных авторов, выполняют задания, делают выводы на основе проделанной работы и оформляют их в тетрадях.