Население мира Элективный курс
Об авторе Учитель географии первой категории Колос Ольга Александровна.
Великая демографическая революция. Наверное, так можно определить смысл тех перемен, которые внесет в жизнь человечества в XXI веке продолжающийся рост численности населения планеты. С ростом населения связаны такие серьезные проблемы, как загрязнение воздуха и воды, снижение качества жизни, обострение внутриэтнических и межнациональных конфликтов, борьбы за ограниченные природные ресурсы. Сохраняющийся разрыв в приросте населения между развитыми и менее развитыми странами также чреват множеством экономических, социальных и политических проблем. Именно поэтому демографические процессы стали важнейшей глобальной проблемой, от понимания которых зависит не только настоящее, но и после текущей критической эпохи перемен, предвидимое будущее.
Цели и задачи: - Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества - формирование глобального мышления
Цели и задачи: - привлечь внимание школьников к демографическим проблемам мира, современной России - сформировать умения объяснять понятия и термины, анализировать источники статистической и текстовой информации по вопросам народонаселения
занятиеКол-во часов тема 11 Численность населения мира. Естественный прирост и типы воспроизводства населения. 21 Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастные пирамиды. 31 Этнический состав населения мира. 41 Размещение населения по территории Земли. Тематическое планирование
занятиеКол-во часов тема 51 Миграции населения, их причины, формы, влияние на изменение народонаселения. 61 Городское и сельское население мира. Урбанизация. 71 География религий. Три мировых религии. 81Трудовые ресурсы и занятость. Итоговое тестирование
Занятие 1 Численность населения мира в настоящее время составляет около 6 млрд чел. Страны мира резко различаются по числу жителей. Более половины населения мира сосредоточено в шести странах: Китай 1 млрд 284 млн чел.; Индия 1 млрд. 25 млн чел.; США 285 млн чел… Наряду с такими «гигантами» есть страны, численность населения которых составляет 2030 тыс. чел. (Например, «карликовые» государства Зарубежной Европы: Монако, Лихтенштейн, Андорра.)
Занятие 2 Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на млн превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.
Занятие 3 Человечество принято делить на три основные расы: европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки); монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки); негроидную (большинство стран Африки). Выделяют также австралоидную расу, представители которой расселены на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии.
Занятие 4 Население Земли размещено крайне неравномерно. 70% населения живет всего на 7% территории суши. В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 0,9%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов. 15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области с экстремальными природными условиями.
Занятие 5 Заселение человеком территории суши положило начало миграции - перемещению людей с одного места жительства на другое. В настоящее время принято выделять две основные формы миграций: внутренние миграции - перемещение населения внутри страны из сел в города, из городов в села, из одного региона в другой; внешние миграции - перемещение населения из одной страны в другую.
Занятие 6 Определение города в разных странах различно. Например, в США городом считается поселение свыше 2,5 тыс. человек, в Индии - свыше 5 тыс., Нидерландах - 20 тыс., Японии - 30 тыс., а в Швеции, Дании, Финляндии - лишь более 200 человек. В России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения (промышленность, сфера обслуживания).
Занятие 7 Слово "религия" встречается очень часто в обыденной речи, в научных текстах, в публицистике, художественной литературе. Это - совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога. Человеческая мысль с давних пор стремится понять феномен религии, его природу, значение, и сущность.
Занятие 8 Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту.
Итоги работы - успешно выполнить текущее и итоговое тестирование - подготовить сообщение или создать презентацию