МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВО АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет: Зооветеринарии и товароведения Кафедра: Экспертиза, маркетинга и гигиена потребительских товаров. Тема:СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАГАЗИНАХ Ст. преподаватель: Алиев О.В. Ст. преподаватель: Гасанова А.А. Гянджа-2010
План 1.Торговые процессы в магазинах. 2.Технологические процессы в магазинах. 3.Основные схемы торгового и технологического процессов.
Литературы 1.В.Ф.Егоров – Организация торговли. Санкт- Петербург, П.А.Красовский, А.И.Ковалев, С.Г.Стрижов- Товар и его экспертиза. Москва, Q.M.Aqamalıyev, M.M.Məmmədrzayev- Kommersiya fəaliyyətinin təşkili. Bakı, 2004.
Содержание торговых и технологических процессов в магазинах Важным фактором дальнейшего ускорения научно-технического про гресса в торговле выступает постоянное совершенствование ее технологии. Технология (греч. «наука о мастерстве») это совокупность знаний о различных способах и процессах обработки (переработки) изделий, грузов и т.п. Технология торговли включает совокупность последовательных взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорение доведения их до торговой сети и потребителей. Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговый, так и технологический процессы.
Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса заключается в том, что предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей, а поку патели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и рекламу товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов товаров и др.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Технологический процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству хранение фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей. Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах -это совокупность последовательных взаимосвязанных операций целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащем качестве до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне торгового обслуживания. Операцией называется часть торгового или технологического процесса, выполняемая одним или несколькими работниками осуществляющими определенные действия над предметом труда на рабочем месте. Основными принципами организации указанных процессов в магазинах являются:
обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания; соответствие технологии современному научно- техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, научной организации труда; достижение оптимальной экономической эффективности технологи-ческого процесса путем ускорения оборачиваемости товара экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения; сохранение физико-химических свойств товаров. Торговые и технологические процессы в магазинах не существуют сами по себе. Они обусловлены уровнем развития производства товаров народного потребления, состоянием торговли и ее материально-технической базы, степенью квалификации работников торговли ростом благосостояния и культурного уровня населения.
Эти факторы определяют динамичность торгового и технологического процессов в магазинах. В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины применяемых форм продажи различают три основные схемы торгового и технологического процессов. Первая схема является наиболее сложной, но применяется чаще. Она включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу. Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу. Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку по количеству и качеству и продажу. При этом в магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, процесс обслуживания более сложен, чем в магазинах самообслуживания. Применение какой-либо одной схемы в пределах одного магазина встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универ сальных, одновременно действуют все три схемы.
Основной операцией торгового процесса в магазинах является продажа товаров. Вся деятельность магазинов направлена на решение основной задачи обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. Поэтому процесс продажи товаров в магазинах, его основные операции, последовательность их проведения в зависимости от применяемых форм продажи рассматриваются в главе 4 учебника. Все остальные операции торгового и технологического процессов магазина создают необходимые условия для успешного осуществления продажи товаров, т.е. носят подчиненный характер. Однако от их выполнения зависит не только качество обслуживания покупателей, но и эффективность торгового и технологического процессов в целом. Первой технологической операцией является приемка товаров, поступивших в магазин. Она начинается с разгрузки транспортных средств, для чего используют различные виды механического обору дования. В современных крупных магазинах разгрузка ведется в крытых дебаркадерах, имеющих несколько разгрузочных площадок для одновременной приемки нескольких автомашин. При организации торгового и технологического процессов с использованием тары- оборудования разгрузочные площадки размещают на уровне кузова авто машины. Тару-оборудование с товаром после выгрузки доставляют к местам хранения или непосредственно в торговый зал.
Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству в магазине определяется особенностями отдельных групп товаров, их физико-химическими свойствами. Организация, порядок и сроки приемки товаров регламентируются инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (качеству) или договором. Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. Принимая товары по количеству и качеству, одновременно проверяют их комплектность и маркировку, правильность цен в соответствии с сопроводительными документами. После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры или неохлаждаемые кладовые. Объем товаров, отправляемых на хранение, зависит не только от размера товарооборота магазина, но и от избранной стратегии управления запасами товаров. Для обеспечения эффективности работы магазинов хранение товаров должно быть рациональным, что достигается увеличением частоты доставки товаров от поставщиков более мелкими партиями и в подготовленном для продажи виде. Этому способствует широкое использование тары-оборудо вания. Практика подтверждает, что применение тары-оборудования в магазинах дает возможность на 60-65% уменьшить площадь кладовых и соответственно увеличить торговую площадь.
При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процессов, особенно в продовольственных магазинах, является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс продажи, повысить культуру обслуживания покупателей. С позиций минимизации затрат общественного труда наиболее целесообразно фасовать товары на предприятиях промышленности, которая, однако, пока с этой задачей не справляется. На долю промышленности приходится в настоящее время лишь 35-40% общей массы фасованных продуктов. Поэтому приходится организовывать фасовку продуктов в различных звеньях оптовой и розничной торговли, в том числе и в магазинах. Однако фасовка товаров в магазинах не дает должного эффекта. Если она ведется вручную, то требует больших затрат Груда. Оснащение же магазинов фасовочным оборудованием не позволяет использовать его в полной мере из-за сравнительно небольшою объема работы. Поэтому фасовка продуктов должна осуществиться наряду с предприятиями промышленности централизованно на складах оптовых предприятий. В магазинах же целесообразно фасонить некоторые гастрономические товары, мясо, птицу, рыбу. Размер отвеса зависит от физико-химических свойств продукта, его цены, частоты потребления и других факторов.
Фасовка и дозировка товаров неразрывно связаны с их упаковкой. Для упаковки предварительно взвешенных продовольственных товаром исполь- зуют бумагу, картон, искусственные и синтетические пленки. На упаковке фасуемых в магазине товаров или вкладных ярлыках, изготовленных типог- рафским способом, указывают наименование предприятия, наименование и сорт товаров, его массу, цену, дату фасовки, рабочий номер фасовщика. Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. В торговых залах магазинов самообслуживания их выкладывают на пристенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, и таре-оборудовании, корзинах. Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупателей важным является правильное размещение товаров в торговом нале. Эта операция является наиболее трудоемкой в технологическом процессе работы магазина. Размещение зависит от частоты спроса на товары. Так, в универсамах товары наиболее массового спроса (хлебобулочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары, часть бакалейных) размещают в глубине торгового зала, в, непосредственной близости к кладовым или фасовочным. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму затраты труда по перемещению этих товаров и не создавать неудобств покупателям при пополнении запасов в течение рабочего дня. Остальные продукты, а также непродовольственные товары, следует размещать в центральной части торгового зала.
Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют строго определенное место. Нельзя забывать при этом о комплексности спроса и взаимозаменяемости товаров. Поэтому, например, мясные продукты следует размещать недалеко от рыбных товаров, масло выкладывать рядом с сыром и т. п. Непродовольственные товары периодического и частого спроса, продажа которых осуществляется в крупных магазинах, целесообразно размещать в торговом зале по принципу потребительского назначения (товары для уборки квартиры, кухни, для школьников и т. п.). При размещении товаров в торговом зале важную роль играют приемы их выкладки. Наиболее целесообразна выкладка товаров навалом. Излишняя декоративность в выкладке не дает нужного эффекта, так как покупатель не решается взять товар, боясь нарушить композицию. Целесообразно также выкладывать однородные товары на горках по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в торговом зале и отбирать товары, не мешая друг другу.
Проходя мимо оборудования, покупатель в основном рассматривает товары, расположенные на уровне глаз и ниже. Поэтому на высоте см от пола следует размещать товары-новинки, а также товары, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым высоким покупательским спросом. Рационализация выкладки товаров предусматривает облегчение этой операции путем использования тары-оборудования. Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой правильности работы кассовых машин, весовых и измерительных приборов, обеспечением кассиров разменной монетой. Повышение эффективности организации торгового и технологического процессов достигается разработкой технологических карт. Техноло гическая карта это форма документации, которая включает поопера ционную разработку того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты необходимы крупным магазинам с универсальным ассортиментом товаров. В первую очередь целесообразно разрабатывать технологи ческие карты приемки товаров с указанием в них графиков поступления товаров в течение дня, последовательности выполнения операций, количества работников, занятых разгрузкой и приемкой товаров, норм затрат времени на выполнение операции. Необходимы также технологические карты размещения и выкладки товаров в торговом зале.
Технологические карты помогают более рационально использовать рабочее время, механизмы, применять более эффективные приемы и методы труда, обеспечивать сохранность качества товаров, создавать наилучшие условия для обслуживания покупателей. Дальнейшее внедрение достижений научно-технического прогресса в торговлю выдвигает в качестве одной из важнейших задач оптимизацию торгового и технологического процессов в магазинах. Решение этой задачи даст возможность улучшить обслуживание покупателей, снизить затраты труда на перемещение, хранение и продажу товаров, сократить товарные потери, облегчить труд работников. Требования современной технологии заключаются прежде всего в том, что подготовку товаров к продаже, включая фасовку, упаковку и комплектование ассортимента, нужно проводить на конечных стадиях производства или на складах оптовых предприятий. Полностью подготовленные к продаже товары должны быть уложены в специали зированную тару-оборудование (контейнеры, поддоны, тележки-этажерки) и доставлены в магазин на автомашине с грузоподъемными устройством. При этом значительная часть товаров может поступать непосредственно в торговый зал и продаваться из тары-оборудования. Отечественная и зарубежная практика торговли подтверждает, что широкое внедрение прогрессивной технологии доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования дает возможность:
устранить излишние звенья на пути движения товаров от производства до торгового зала магазина; максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы в про- мышленности, на транспорте и в торговле, что позволит улучшить условия труда и резко сократить численность работников, занятых на этих работах; значительно уменьшить объем несвойственных магазинам работ по подготовке товаров к продаже; сократить расходы на производство и эксплуатацию транспортной тары; повысить эффективность использования автотранспорта; уменьшить расходы на изготовление оборудования для выкладки товаров в торговых залах магазинов; обеспечить экономию капиталовложений на строительство магазинов; сократить потребность в хранении больших запасов товаров; повысить эффективность использования торговой площади, так как тара-оборудование является более емкой по сравнению с обычными видами торгового немеханического оборудования. Технология доставки и продажи товаров, особенно продовольственных, с использованием тары-оборудования уже успешно применяется во многих городах нашей страны.