Система здравоохранения
Система охраны здоровья народа (СОЗН)
Анализ биологических Функций Выявление патологич. синдромов Диагностика Лечение Мониторинг Оценка результатов лечения Оценка эффективности Методов лечения Оценка орг-методич. и экономической эффективности Оценка деятельности Отделений и всего ЛПУ Оценка эффективности Служб и Систем здравоохранения Анализ био-физиологических целостных и функциональных систем Оценка технических, организационных и социальных систем ЕДИНСТВО МЕДИЦИНСКОЙ НАУЧНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ СОБИРАЕТСЯ ОДНОКРАТНО И КОМПЬЮТЕРИЗИРУЕТСЯ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МНОГОКРАТНО В ЛЮБЫХ РЕЖИМАХ И ОТЧЕТАХ, ТЕЛЕДОСТУПНА, ХРАНИТСЯ ВЕЧНО И АНАЛИЗИРУЕТСЯ ПОВТОРНО
Этапы и уровни информатизации в ФМУ 1. Появление компьютера в ФМУ; 2. Два – три компьютера: Начало взаимодействия и перевода (хранения) информации в ЭВМ-памяти и на дискетах; 3. Построение локальных сетей и/или общей локальной сети ФМУ; 4. Выход в Интернет и использование ; 5. Подключение к скоростным (ВОЛС и др.) каналам связи; 6. Построение (подключение) корпоративных сетей для связи и сотрудничества с другими учреждениями в пределах города; 7. Построение телемедицинской сети для сотрудничества с ЛПУ и НИУ в других городах, регионах и странах; 8. Комплексная информатизация ФМУ и построение ЕИП. Перевод всей информации на ЭВМ и постоянная активная работа во всех сетях и режимах.
НАУКА ПРОФИЛАКТИКА ЛЕЧЕНИЕ КАДРЫ РЕСУРСЫ УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА СЕМЬИ ОБЩЕСТВА НЕИЗВЕСТНОЕ НЕВОЗМОЖНОЕ
Временные эшелоны научной медицинской информации Сегодня Экспертно Сопоставит. анализ + 1 год Планы НИОКР г. Перспект. планы, Программы + 5 – 18 лет Прогнозы на +15–20 лет Предви- дение лет 0 Мед. Лите ратура От бесконечности до Минус 0,5 – года Вторичная Литература от 1,5 – 2 г.
Процесс НИОКР и задачи НМИ Выбор Цели Выбор Метода План работы Проведен. НИОКР Результат Контроль Результат практика НМИ проработка НМИ Вопрос – Ответ Кто? Что?Где?Как? Сделал Делает Будет делать Организация Научного исследования Процесс Условие Координация Исследований поправки к цели и методу Экспертиза результата Зеркало научного фронта Зеркало научного фронта
Информационное обеспечение научного процесса (непрерывно во время всего цикла НИОКР) -Постоянный мониторинг фронта науки (динамическое «зеркало» и прогноз) -Информационная экспертиза идеи и плана НИОКР: Кто? Что? Где? Когда? Как?… сделал, делает, будет делать? -Сопровождение процесса: быстрый и адекватный ответ на любой возникающий вопрос -Информатика и телекоммуникации. Общение с учеными других городов, стран, поколений -Экспертная и практическая экспертиза научных результатов - Внесение корректив в планы дальнейших исследований и разработок
Уровни и проблемы здравоохранения
Минздрав РФ РАМН ФОМС Местные ЛПУ Поликлиники Пациенты Получает информацию сверху, снизу, извне и перерабатывает ее; Готовит информацию и передает ее наверх, вниз и во-вне; Производит и использует внутреннюю информацию для обеспечения своей работы ФМУ – участник ЕИП Зарубежные центры, Партнеры, Библиотеки, Базы данных Другие ФМУ
Единое информационное пространство ЕИП = ЭВМ + Телекоммуникации = ЭВМ + Интернет + ТелеМед = ЭВМ + Корпоратив. сеть +
Единое информационное пространство призвано обеспечить: Использование всех форм и способов удовлетворения информационных потребностей всех участников; Обработку всех видов информации об объектах изучения и здравоохранного воздействия (организм человека, другие живые организмы в их взаимоотношениях с окружающей средой); Учет и использование всей информации, собираемой, изучаемой, производимой в НИУ, ЛПУ, других учреждениях; Учет и использование всей информации в системе здравоохранения (СОЗН и СВЗ) – в пределах учреждения, города, территории, страны, мира (особенно в науке); Рационализацию работы с информацией (сбора, обработки, анализа и передачи информации, быстродействия ЭВМ, улучшение качества информации, изящества ее обработки).
Уровни решения здравоохранных и программно - инженерных задач информатизации здравоохранения ЗдравоохранныйНаучно-инженерно-технический Стратегический Какие проблемы (задачи) должна решать система здравоохранения ( СЗ - СВЗ и СОЗН)? Какие возможности предоставляет и может далее предоставить НТР и ИКТ? Системообразующий Показать основные задачи по всем шести функциям здравоохранения (с разбивкой на подзадачи). Оценить информационные потребности всех участников и звеньев СЗ и возможности их обеспечения в рамках ЕИП Анализ и оценка возможностей (и стоимости) применения существующей и будущей ИКТ для решения задач здравоохранения Системопроектный Определить требования к построению ИС, которая решала бы все задачи здравоохранения и облегчала бы работу медицинского, технического и вспомогательного персонала Выделить средства на проектирование и построение такой ИС Разработать и предложить научно-технический проект ИС, который решал бы на должном уровне все задачи СЗ и обеспечивал нужды ЕИП Построить такую ИС Стандартизационный Разработать и предложить стандарты медицинской информации, понятные и приемлемые для врачей и других медицинских специалистов Разработать и предложить технические стандарты на ИКТ, на изображения и средства (каналы) связи, приемлемые и понятные для медиков, технически решаемые производителями и конструкторами ИКТ и Инфо-систем. Эксплуатационный Подготовить кадры здравоохранения к использованию ИКТ (ИС) и организовать такое использование Обеспечить финансирование создания и эксплуатации ИС Ввести ИС в эксплуатацию и обеспечить ее техническое обслуживание и всестороннюю защиту. Контроль результата Оценить результаты использования ИС и предложить план действий (по решению задач СЗ) на основе такой информации. Осуществить этот план о оценить новые задачи СЗ Оценить итоги и уроки использования ИКТ в здравоохранении и предлагать меры по развитию и совершенствованию ИС.