Создание системы внутренней гарантии качества в ЮКГУ им. М.Ауезова Г.Ш.Омашова – начальник отдела Мониторинга и анализа Южно-Казахстанского государственного университета им.М.Ауезова, к.ф-м.н.
Берлинское Коммюнике (2003 г.) Системы обеспечения должны включать: определение ответственности соответствующих организаций и институтов; оценку программ или институтов, включая внутреннюю оценку, внешнюю оценку, участие студентов в оценке, публикацию результатов оценки; систему аккредитации, сертификации или сопоставимые с ними процедуры; участие зарубежных экспертов в оценке качества образования, широкое сотрудничество между организациями и странами в этой области. слайд 2
Бергенское Коммюнике (2005 г.) приняты Стандарты и рекомендации в области обеспечения качества, предложенные Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования - ENQA. слайд 3
Модель системы гарантии качества, базируемой на критериях ENQA 1. Политика и процедуры гарантии каечства 1 Миссия, видение руководства 1 Политика и стратегия по постоянному повышению каечства 1 Планы, задачи, цели в области качества 1 Процедуры 1 Доступность разработанных документов общественности 1 Участие заинтересованных сторон в разработке и реализации документации 7. И Н Ф О Р М И Р О В А Н И Е О Б Щ Е С Т В Е Н Н О С Т И 4. Гарантия качества и компетентности преподавательского состава 4.1. Механизмы оценки компетентности преподавательского состава 4.2. Критерии оценки компетентности преподавательского состава 4.3. Повышение квалификации персонала 4.4. Обратная связь по эввективности преподавания 5. Образовательные ресурсы и система поддержки студентов 5.1. Управление материальными ресурсами 5.2. Управление человеческими ресурсами 5.3. Управление технологиями обучения 2. Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций 2.1. Маркетинговые исследования 2.2. Механизм контроля над разработкой учебных планов и учебно-методических комплексов, составлением и содержанием образовательных программ 2.3. Контроль и оценка качества образовательного процесса Участие заинтересованных сторон механизмах гарантии качества программ и квалификаций 3. Оценка уровня знаний студентов 3.1. Процедуры оценивания 3.2. Механизмы проверки процедур оценивания 3.3. Критерии оценки уровня знаний 6. Система информирования 6.1. Механизм сбора информации Методы анализа информации Методы распространения информации 7.1. Публикация информации по реализуемым программам и квалификациям 7. И Н Ф О Р М И Р О В А Н И Е О Б Щ Е С Т В Е Н Н О С Т И слайд 4
Структура модели, базируемой на требованиях ИСО 9001 Менеджмент ресурсов Измерение, анализ и улучшение Обеспечение ориентации на потребителя (п. 5.2.) Личное участие руководства в формировании в развитии: Миссии и политика (5.3) Планирование (п.5.3) Цели в области качества (п.5.4) Планирование системы менедж.кач. Распределение ответственности и полномочий сотрудников (п.5.5.1) Организация внутреннего обмена информацией (п.5.5.3) Распределение ответственности и полномочий сотрудников (п.5.5.1) Потребители и заинтересованные стороны: требования и ожидания Обеспечение ресурсами (п.6.1.) и управление ресурсами Человеческие ресурсы (п.6.2.) Инфраструктура (п.6.3.) Производственная сфера (п.6.4.) Управление документацией (п ) Управление записями (п ) Отбор абитуриентов и прием студентов (п ) Процесс обучения (п. 7.5.) Итоговая аттестация (п ) Исследование рынка образовательных услуг (маркетинг) п , Проектирование выпуска продукции Проектирование и разработка образовательного процесса (п.7.3.) Планирование образовательного процесса Учебный план Программы дисциплин Ресурсы: 1. контингент преподавателей 2. информационное 3. лабораторное обеспечение 4. аудиторный фонд Удослетворенность потребителей и заинтересованных сторон (п ) Внутренние аудиты (п ) Мониторинг и измерение процессов СМК (п ) Контроль образовательного процесса (п ) Предупреждающие действия (п.8.5.3) Анализ данных (п.8.4.) Управление несоответствияями в ходе образовательного процесса (п.8.3.) Корректирующие действия (п.8.5.2) Ответственность руководства Потребители и заинтересованные стороны: требования и ожидания слайд 5
Сопоставление критериев модели СМК вуза с критериями европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве п/ п Компоненты для внутренней системы гарантии качества Требования МС ИСО 9001 (номер пункта стандарта) Документы, свидетельствующие об эффективности реализации процесса 1 Политика и процедуры гарантии качества 4.1 а), в), е); а); г); ; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5.1; 5.6.1; 7.1; 8.2.2; ) Миссия; 2) политика и стратегия, представленные в виде плановых документов, например, «Стратегия развития Южно- Казахстанского университета на гг», а также «Политика в области качества» и «Цели в области качества»; 3) перечень процессов системы гарантии качества со всеми атрибутами, характерными для описания процесса; 4) документированные процедуры, определенные университетом, на различных уровнях управления (документированные процедуры на уровне вуза, на уровне направления, на уровне подразделения), в частности документированная процедура, описывающая порядок разработки, оформленияи утверждения процедур; 5) локальные акты, свидетельствующие о начале работ по разработке и внедрению системы гарантии качества (приказы, распоряжения, протоколы Ученого Совета вуза, Ученого Совета факультета и т.д.); 6) плановые документы по направлениям деятельности вуза, в том числе программы по достижению целей в области качества; 7) результаты мониторинга системы гарантии качества (процедура проведения аудитов системы) слайд 6
п/п Компоненты для внутренней системы гарантии качества Требования МС ИСО 9001 (номер пункта стандарта) Документы, свидетельствующие об эффективности реализации процесса 2Утверждение, мониторинг и периодическая оценка программ и квалификаций 7.3; 8.2.1; 8.2.4; ) Установленный порядок разработки, верификации и валидации учебных планов, программ дисциплин (может быть установлен в документированной процедуре), наличие документов, содержащих записи результатов основных этапов верификации и валидации, например протоколы заседаний советов, содержащих информацию о целесообразности разработки учебного плана, содержащих сведения об анализе учебных планов и т.д.; 2) документальные результаты оценки программ сторонними организациями, в частности внешними экспертами и работодателями Сопоставление критериев модели СМК вуза с критериями европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве слайд 7
п/п Компоненты для внутренней системы гарантии качества Требования МС ИСО 9001 (номер пункта стандарта) Документы, свидетельствующие об эффективности реализации процесса 3Оценка уровня знаний студентов 8.2.4; ) Документация, регламентирующая процедуру оценки уровня знаний студентов, отражающая виды оценок, методы проведения оценивания, критерии оценки (например положение об итоговой аттестации и т.д.); 2) Периодический пересмотр процедуры оценивания, что должно быть зафиксировано в протоколах различных заседаний. Сопоставление критериев модели СМК вуза с критериями европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве слайд 8
п/п Компоненты для внутренне й системы гарантии качества Требования МС ИСО 9001 (номер пункта стандарта) Документы, свидетельствующие об эффективности реализации процесса 4Гарантия качества и компетентности преподавательск ого состава 6.2; ) Механизмы и критерии оценки компетентности преподавателей (записи по обучению, квалификации и опыта персонала; записи отбора преподавателей на ту или иную должность и т.д.); 2) записи по повышению квалификации (свидетельства, сертификаты, отчеты по пройденному повышению квалификации и т.д.). Сопоставление критериев модели СМК вуза с критериями европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве слайд 9
п/п Компоненты для внутренней системы гарантии качества Требования МС ИСО 9001 (номер пункта стандарта) Документы, свидетельствующие об эффективности реализации процесса 5Образовательные ресурсы и система поддержки студентов 6.1; 6.3; 6.4; 7.5 1) Перечень материальных ресурсов, свидетельствующий об укомплектованности учебной и методической литературы, информационными ресурсами и т.д.; 2) Документация, подтверждающая проведение воспитательной работы среди студентов (протоколы собраний куратора с группами, проведенные мероприятия в целях адаптации студентов первого года обучения и т.д.). Сопоставление критериев модели СМК вуза с критериями европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве слайд 10
слайд 11 п/ п Компоненты для внутренней системы гарантии качества Требования МС ИСО 9001 (номер пункта стандарта) Документы, свидетельствующие об эффективности реализации процесса 6Система информирования 1) Методы сбора и анализа информации о деятельности вуза (отчет по самообследованию вуза; анкеты удовлетворенности обучением студентами, работодателями и т.д.); 2) сформированная система советов (наличие протоколов, отражающих потоки информации внутри вуза). Сопоставление критериев модели СМК вуза с критериями европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве
п/п Компоненты для внутренней системы гарантии качества Требования МС ИСО 9001 (номер пункта стандарта) Документы, свидетельствующие об эффективности реализации процесса 7Информирование общественности 8.41) Наличие структурного подразделения в вузе, занимающегося связью с общественностью; 2) методы сбора информации (формы анкет и т.д.); 3) методы обработки информации о восприятии вуза обществом; 4) отчеты о работе вуза, содержащие показатели работы, выставленные в Интернете и т.д. Сопоставление критериев модели СМК вуза с критериями европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве слайд 12
Социологические исследования по изучению удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг Анкета 1 (для первокурсника). Анкетирование проводится с целью изучения мнения первокурсников относительно выбора специальности и вуза, «адаптации» в студенческой среде. Анкета 2 «Удовлетворенность студентов организацией учебного процесса». Цель опроса-изучить отношение студентов к организации учебного процесса в университете с целью повышения его эффективности. Анкета 3 Преподаватель глазами студентов. Цель опроса –оценка качества преподавания дисциплины студентами. Анкета 4 (для выпускника). Цель данного социологического исследования - оценка выпускниками ЮКГУ качества полученных ими в вузе знаний и их соответствия современным запросам к профессиям на рынке труда нашей области, республики в целом. Анкета 5 «Удовлетворенность студентов организацией внеучебного времени и условиями быта». Цель опроса- изучить отношение студентов к организации внеучебного времени и их оценка условий быта слайд 13
Слайд 14 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППС, КАФЕДР И ФАКУЛЬТЕТОВ ЮКГУ им.М.Ауезова уч.год Шымкент
Цель комплексной оценки деятельности ППС Целью комплексной оценки деятельности ППС, кафедр и институтов является: стимулирование роста квалификации; профессионализма, продуктивности педагогической и научной работы; развитие творческой инициативы преподавателей Результаты комплексной оценки являются: информационной базой ректората и могут быть использованы при определении срока действия трудового договора (контракта); при материальном и моральном поощрении преподавателей. слайд 15
Задачи комплексной оценки Основными задачами комплексной оценки являются: - создание фактографической информационной базы, всесторонне отражающей деятельность как университета в целом, так и ее факультетов, кафедр и преподавателей в отдельности; - стимулирование видов деятельности, способствующих повышению рейтингового показателя университета среди высших учебных заведений; - получение единых комплексных критериев для оценки и контроля уровня результативности работы факультетов, кафедр и преподавателей; - определение «Лучшего преподавателя ЮКГУ им. М.Ауезова», «Лучшей кафедры ЮКГУ им. М.Ауезова», «Лучшего факультета ЮКГУ им. М.Ауезова». слайд 16
слайд 17 Режимы подсистемы «Комплексная оценка деятельности ППС»
Цели проекта CANQA "Central Asian Network for Quality Assurance and Accreditation" (Центрально-Азиатская сеть по обеспечению качества и аккредитации)программы ТЕМПУС IV Создание Центрально-азиатской экспертной группы из членов Консорциума Разработка методической м нормативной базы по внутренней и внешней системам гарантии качества; Создание Центров по гарантии качества, которые будут трансформированы в Аккредитационные агентства и ЦА Создание и развитие Центрально-азиатской Сети гарантии качества (CANQA) Проведение исследований и анализ материалов для самооценки и внешней оценки в рамках Консорциума Разработка методологической базы для развития Центрально-азиатских стандартов и процедур по гарантии качества в высшем образовании слайд 18
проект CANQA "Central Asian Network for Quality Assurance and Accreditation" (Центрально-Азиатская сеть по обеспечению качества и аккредитации) программы ТЕМПУС IV Координатор проекта CANQA - университет Брюсселя (Бельгия). Страны-участники проекта: Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, Нидерланды, Польша, Испания, Бельгия. слайд 19
Восемь базовых принципов совершенства менеджмента: ориентированность на результат; концентрация усилий на достижении удовлетворенности потребителя; лидерство и постоянство цели, управление процессами и явлениями; развитие и вовлеченность персонала; постоянное изучение; нововведения и улучшение; развитие партнерства; корпоративная социальная ответственность. слайд 20
Критерии Модели Совершенства EFQM 1. Лиди- рую- щаяроль руко- руко- водс- тва 3.Менеджментперсонала 2.Политика и стратегия 4.Ресурсы и партнеры 5. Менед-жментпроцес-сов 9. Резуль таты 7.Удовлетворен ностьперсонала 6. Удовлетворен ностьпотребителей 8. Влияние на общество Возможности Результаты слайд 21
Основные этапы методики самооценки вуза слайд 22