Художественные особенности рассказа Л. Н. Толстого «После бала»
Рассказ «После бала» написан в 1903 году
1.Образы повествователей 2.Художественное время 3.Композиция рассказа 4.Характеристика конфликта 5.Проблематика рассказа
Образы повествователей Два повествователя Первый – молодой человек – ведет повествование от 1 лица (но – мн. числа – «мы») Второй – Иван Васильевич – рассказывает об одном случае из своей жизни (от 1 л. ед.ч.) Повествование от 1 лица усиливает иллюзию достовер- ности рассказа. Иван Васильевич предстает в двух лицах: один - пожилой и мудрый человек, готовый поделиться жизненным опытом, второй – двадцатилетний юноша, впечатлительный, способный глубоко чувствовать.
Художественное время – е годы XIX века 40 – е годы XIX века
Художественное время первого рассказа ( 70 – 80-е годы ) включает в себя художественное время второго рассказа ( 40 – е годы)
Зеркальная композиция: рассказ в рассказе
Основные композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж. Композиция – состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности
Сочетание повтора и антитезы (противопоставления)
Конфликт – это художественно значимое противоречие Конфликт в рассказе носит психологический характер. Он возникает в душе главного героя. Восторженное мироощущение героя рухнуло при встрече с торжествующим злом и насилием. Возникает тема противоречия закона и божественной справедливости. Иван Васильевич не может вместить всего ужаса открывшейся ему правды.
Внутренний конфликт ( в душе героя ) Внешний конфликт: стихийное противостояние героя и уклада жизни Социальный конфликт: противостояние личности и среды
Какую жизнь прожил Иван Васильевич? Действительно ли «для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди»? Способен ли человек изменить окружающую жизнь?