Современные образовательные технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо Технология мастерских Технология деятельного подхода Интерактивные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование на уроках в начальной школе приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Совместное.
Advertisements

Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
КГБОУ СПО «КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо». ( из опыта работы)
Технология развития критического мышления через письмо и чтение на уроках русского языка и литературы Пржиалковская Н.В., учитель русского языка и литературы.
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления.
Транксрипт:

Современные образовательные технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо Технология мастерских Технология деятельного подхода Интерактивные технологии Личностно- ориентированное обучение

Свою педагогическую философию я могла бы выразить одним словом: сотворчество. Имен- но сотворчество является высшей формой сотрудничества: идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Непосредственная задача учителя-словесника, на мой взгляд, - воспитание читателя, способного получать эстетическое наслажде- ние от подлинных произведений искусства. Духовность, гуманизм, соборность, любовь к своей земле и её истории – всё это и воспи- тывает русская литература.

« На что направлены новые стандарты? Не только на то, чтобы давать знания. Не менее важно формировать у ребёнка истинную картину мира. Мы должны включать в детях эффективные механизмы добывания опыта и знаний. Мы должны приучать их к самостоятельной исследовательской деятельности, потому что сама картина мира быстро меняется. И, наконец, нам важно воспитывать гармоничную личность, используя все сильные стороны детского таланта.» Министр образования Саратовской области Г.Н.Татарков

Цель новой образовательной программы – формирование успешной личности.

Методы обучения (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) ПассивныеАктивныеИнтерактивные

Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя) Пассивные методы

Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием

ПоложительноеОтрицательное Экономия времениСнижение мотивации Любое количество обучаемых Низкий уровень вовлеченности Не требуется дополнительных ресурсов Сужение источников информации Простота оценивания Отсутствие индивидуального подхода Высокая дисциплина Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание

Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задание, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление.

Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно

ПоложительноеОтрицательное Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивацииОпасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе

Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Центральная роль принадлежит обучающимся Преподаватель - организатор и помощник Обсуждение происходит в малых группах Взаимодействие преобладает над воздействием

ПоложительноеОтрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивацииПервоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практикуОграниченное число обучающихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности

Разработчики технологии – американские ученые и преподаватели: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер. С 1997 года она появилась в России. Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению(Л. Выготский, С. Рубинштейн), принципы личностно- ориентированного образования(Э. Фромм, Э. Гусинский, Е. Бондаревская), идеи эвристического обучения и довели их до уровня технологии. РКМЧП может быть использована в различных предметных областях. Использование на уроках литературы приемов технологии компетентностного подхода «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Направленность технологии РКМЧП: Умение работать с постоянно увеличивающимся информационным потоком Пользоваться различными способами интегрирования информации Задавать вопросы, формулировать гипотезу, решать проблемы Выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других Брать на себя ответственность Участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми и др..

Базовая модель технологии РКМЧП Фаза вызова Фаза реализации смысла Фаза рефлексии

Технологические этапы 1 стадия2 стадия3 стадия Вызов: Актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения Осмысление содержания: Получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения Рефлексия: Размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения

Технология развития критического мышления: стадии и приёмы Стадия (фазы) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы 1. ВызовНаправлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до получения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы Составление списка известной информации: рассказ предположение по ключевым словам; прием «плюс –минус – вопрос» систематизация материала (графическая) кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или в группах

Стадия (фазы) Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы 2. Осмысление содержания Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведётся индивидуально, в парах.

Стадия (фазы)Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы 3. РефлексияУчителю следует вернуть учащихся к первоначальным предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания полученные на стадии осмысления содержания Заполнение таблиц. Установление причинно- следственных связей между блоками. Возврат к верн ым и неверным утверждениям. Ответ на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или в группах

стадия функция ВызовМотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к теме). РефлексияКоммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (выработка собственной позиции, оценка процесса. Функции трёх стадий ТРКМЧП

Приемы работы по технологии РКМЧП Учимся воспринимать информацию «Знаю – хочу узнать – узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг» Учимся прогнозировать Верные – неверные утверждения, прогнозирование Работа с текстом Чтение с остановками, двойной дневник, чтение с пометками Учимся задавать вопросы «Толстые и тонкие вопросы», «Мозаика» Учимся творчески интерпретировать информацию Написание эссе, синквейна, составление телеграммы, письмо по кругу

Ресурсы Интернета, накопленный материал Сайт международного журнала о критическом мышлении « Перемена » Материалы уроков Фестиваля педагогических идей Газета « Первое сентября » Учебная программа курса « Технологии компетентностно-ориентированного образования: « Развитие критического мышления через чтение и письмо » Е.Е.Вишнякова « Не только о технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо ». С.В.Столбунова Лекция 1. « Технология развития критического мышления через чтение и письмо ». Е.В.Зачесова « Пример использования РКМЧП, текст « Морские черепахи ». А.Ковальчукова « Нарисуйте счастье » И.Васюта, А.Махотина « Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы ». Публикации С.Заир-Бека в газете « Первое сентября » : « Хайку по биологии, синквейны по физике », « Чтобы узнать – нарисуй! », « Пишите письма на уроке! », « Уроки с оглядкой ». Н. Купарадзе. Об одном методе, развивающем критическое мышление. Елена Макарова. Хочу посоветовать прочитать… Гамзина Ольга Викторовна. Развитие критического мышления на уроках химии.