Педагогический совет «Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Краснодара средняя общеобразовательная школа января 2012г.
Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.
Задачи: 1. Выявить характерные черты оптимальной организации работы с родителями. 2. Наметить пути и способы повышения качества подготовки и проведения классных, общешкольных родительских собраний. 3. Разработать программу работы с родителями по повышению родительской компетенции.
Ценностные ориентиры ранее
Ценностные ориентиры ныне
Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации
Конфронтация семьи и школы Семья не всегда верит школе Школа обвиняет родителей за отсутствие воспитания в семье
Как привлечь родителей в школу? Как сделать общение с родителями живым?
В.А. Сухомлинский Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской сильной рукой, для предупреждения об опасностях если и дальше так будет продолжаться, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание
(В. Сатир) Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями.
Сотрудничество педагога с родителями – залог успешной воспитательной деятельности с учащимися
А.С. Макаренко «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.»
Взаимодействие семьи и школы – забота о счастье ребенка!
Взаимосвязь педагогов с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям: Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания; Педагогическое просвещение родителей; Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе; Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса; Индивидуальная работа с родителями; Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Для правильной организации работы с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов: Заместитель директора по воспитательной работе Педагог-психолог Социальный педагог Школьный библиотекарь Классные руководители
Традиционные формы работы Нетрадиционные формы работы Родительские собрания Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации Посещение на дому Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги
Основные функции взаимодействия Основные функции взаимодействия школы и родителей школы и родителей Информационная Воспитательно-оздоровительная Формирующая Охранно-оздоровительная Контролирующая Бытовая
Задачи взаимодействия: 1. Формирование активной педагогической позиции 2. Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями 3. Активное участие родителей в воспитании детей
Основные принципы, на которых должно строиться продуктивное сотрудничество педагогов и родителей педагогов и родителей Равенство Этичность Взаимопомощь Обмен информацией
Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся (использование мозгового штурма). Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе. Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально. Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
Коллективная практическая работа Коллективная практическая работа Перечислите действия классного руководителя по подготовке родительского собрания
Алгоритм подготовки Алгоритм подготовки родительского собрания или беседы с родителями или беседы с родителями 1.Выбор темы и формы проведения родительского собрания или беседы с родителями 2.Подготовительная работа
1.Выбор темы и формы проведения родительского собрания или беседы с родителями учитывает: возрастные особенности детей; преобладание типов семей; уровень образованности и заинтересованности родителей; проблемы классного коллектива; цели и задачи учебно-воспитательного процесса.
2.Подготовительная работа: изучение научно-методической литературы; анализ документации; подготовка рабочих тетрадей или самостоятельных работ; проведение микроисследования; определение вида, формы и этапов родительского собрания или беседы, способов и приемов организации работы его участников (план собрания или беседы); объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся; определить день для беседы с родителями через 1-2 дня; запись в дневниках учащихся, звонок или СМС о теме и сроках собрания; приглашение родителей и других его участников; привлечение к его подготовке членов родительского комитета; оформление и оборудование места проведения собрания.
Секреты успешного проведения родительского собрания Составьте план проведения родительского собрания (цели и задачи, краткое содержание, распишите важные моменты, обуславливающие результативность собрания) Говорите о проблеме, а не о персоналиях. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь. О проступках говорите на индивидуальных беседах. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей. Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно. Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают).
Семь правил успешного проведения родительского собрания или беседы с родителями 1.Уважайте! 2.Помогайте! 3.Объясняйте! 4.Доверяйте! 5.Учитесь! 6.Спрашивайте! 7.Благодарите!
Обобщение педагогического опыта Обобщение педагогического опыта Предложите интересную тему коллективного творческого дела с родителями: Название мероприятия Цели и задачи Краткое содержание Важные моменты, обуславливающие положительный результат дела
Притча «Пророк и ложки»
Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. Л.Толстой
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни… А.Макаренко
«Родители и педагоги вместе за достойное воспитание детей»