Джованни Боккаччо
Джова́нни Бокка́ччо, итал. Giovanni Boccaccio (июнь или июль ) знаменитый итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения.
Незаконный сын флорентийского купца и благородного происхождения француженки. Семейство его происходило из Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе.
Чертальдо – родина Джованни Боккаччо
Во время пребывания в Неаполе на могиле Вергилия Боккаччо поклялся посвятить всю свою жизнь служению изящным искусствам и поэзии. Здесь в молодые годы он создал несколько пользовавшихся популярностью произведений: «Охота Дианы» (около 1336), в котором благородные неаполитанские дамы представлены героинями античных мифов – спутницами богини Дианы, «Филострато» (1338 г.) - поэма в октавах на темы Троянского цикла, «Тесеида» (1339). Все эти сочинения написаны на народном итальянском языке – вольгаре. Джованни Боккаччо. Статуя у дворца Уффици
В 1340 г. Боккаччо по настоянию отца возвращается во Флоренцию. С 1340-х гг. Боккаччо работал над "Генеалогией языческих богов" (сочинение в 15-ти книгах, посвященное разбору античной мифологии, в том числе географии мифов). В 1350 г. он знакомится с Петраркой, ставшим его лучшим другом. Вокруг Боккаччо образовался кружок гуманистов, среди которых впоследствии прославились Колюччо Салютати и Филиппо Виллани. Боккаччо также сделал все возможное для того, чтобы флорентийские власти предоставили Петрарке возможность безбедно жить и творить во Флоренции, но тот уклонился от предложенной чести. Дружеское общение и переписка двух великих гуманистов продолжалась многие годы, в частности, в начале 1360-х гг. - в период тяжелых Потрясений и нравственных исканий – Боккаччо сам пользуется гостеприимством Петрарки: переезжает в 1363 в Венецию, где тот обосновался. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
Боккаччо автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. В их числе энциклопедический труд «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (начат около ); 9 книг «О несчастиях знаменитых людей» (первая редакция около 1360). Книга «О знаменитых женщинах» (начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской. Данте Боккаччо посвятил два сочинения на итальянском языке «Малый трактат в похвалу Данте» и незавершённый цикл лекций о «Божественной Комедии». Первое сочинение заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на «Божественную комедию», доведённый только до начала 17-й песни ада.
Иллюстрация к книге Боккаччо «О несчастиях знаменитых людей»: Фортуна крутит колесо удачи. Париж, 1467
Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон» (10-дневные рассказы) собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. «Декамерон» написан частью в Неаполе, частью во Флоренции, и содержание его Боккаччо черпал или из древнефранцузских «Fabliaux», а также из современных поэту событий. Рассаказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. Бокаччо использовал целый набор схем и приёмов. В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными. «Декамерон» переведён почти на все языки.
Сандро Боттичелли. Иллюстрация к новелле о Настаджо дельи Онести, 1487 Мадрид, музей Прадо
Церковь резко осудила «Декамерон» как произведение безнравственное, наносящее ущерб её авторитету, и настаивала на отречении автора от своего детища. Испытывая под этим нажимом душевные муки, Боккаччо поведал о своих колебаниях Петрарке, который в ответном письме удержал его от сожжения «Декамерона».
В конце 1350-х - начале 1360-х Боккаччо пережил глубокий душевный кризис, причину которого одни биографы видят в любовных неудачах и разочарованиях, другие, напротив, в закономерном обретении духовной зрелости путем серьезных религиозных исканий. В 1362 Боккаччо даже принял духовный сан под влиянием монаха Джоаккино Чани и не только отрекся от гедонистического духа прежних сочинений, но и стал утверждать, что даже признанные церковью институты брака и семьи опасны и пагубны для культурного и нравственного развития. Такая нетерпимость к женщинам, которую Боккаччо стал проявлять в последний период жизни, вызвала полемику со стороны других гуманистов, например, Леонардо Бруни. Но, видимо, именно это обстоятельство позволило флорентийскому епископу, хорошо знавшему Боккаччо, аттестовать автора "Декамерона" и множества любовных стихотворений, известного своими сердечными увлечениями и оставившего после себя несколько незаконнорожденных детей, как "мужа безупречной чистоты веры и нравов".