Школьная библиотека как условие реализации федеральных государственных образовательных стандартов В.Б. Антипова, ПОИПКРО 2011
Образовательная программа РезультатыСтруктураУсловия освоения Федеральные государственные образовательные стандарты
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования образовательное учреждение должно быть обеспечено: учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями учебно-методической литературой материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой…
Библиотекарь: обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся. Требования: Высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Библиотечно- информационная деятельность" Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Задачи школьной библиотеки обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность обеспечения доступа: к информационным ресурсам Интернета учебной и художественной литературе коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение обеспечивает информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников: создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию доступ к электронным учебным материалам доступ к образовательным ресурсам Интернета Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение обеспечивает информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников: укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования дополнительной литературой Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Фонд дополнительной литературы: отечественная и зарубежная, классическая и современная художественная литература; научно-популярная и научно-техническая литература; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
1. Задача библиотеки ОУ обеспечения доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям соответствует новым федеральным государственным образовательным стандартам Федеральные государственные образовательные стандарты
Условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечить: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; выявление индивидуальных способностей каждого ребенка; эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Библиотека – дидактический ресурс образовательного учреждения Содействие формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться
Чтение и работа с информацией – метапредметные результаты освоения образовательной программы использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Чтение: работа с текстом поиск информации и понимание прочитанного преобразование и интерпретация информации оценка информации Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Выпускник научится искать информацию и понимать прочитанное: определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста; находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Выпускник научится искать информацию и понимать прочитанное: понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Выпускник научится оценивать информацию: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Выпускник получит возможность научиться: использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
предметная область «Литературное чтение» формирование грамотного, компетентного читателя, который сможет ориентироваться в многообразии литературных стилей и жанров, искать и выбирать нужную информацию, сможет использовать библиотеку и ее инструменты для удовлетворения свих информационных и читательских потребностей Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
планируемые результаты в предметной области «Литературное чтение» ориентация в специфике научно-популярного и учебного текста и использование полученной информации в практической деятельности; ориентация в книге по названию, оглавлению; умение отличать сборник произведений от авторской книги; способность самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; способность составлять краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу; умение самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, словарями и справочной литературой. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
планируемые результаты в предметной области «Литературное чтение» Выпускник получит возможность научиться: осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Выпускники начальной школы научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
предмет «Литература» Личностные результаты - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) Метапредметные результаты - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
предмет «Литература» Выпускник научится: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, «традиционным» фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения, работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
предмет «Литература» Выпускник получит возможность научиться : сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа, рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор, выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками, вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция Выпускник научится: владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; владеть приемами работы с учебной книгой, справочникам и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция Выпускник получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Выпускник научится: осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п. создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Выпускник получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты, писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Выпускник научится: извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников и использовать её в процессе письма. извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников и использовать ее в различных видах деятельности. пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Выпускник получит возможность научиться: извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию и использовать эту информацию в процессе письма. извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных и использовать эту информацию в различных видах деятельности. извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных и использовать эту информацию в различных видах деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
предмет «История» Выпускник получит возможность научиться: проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках; анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Выпускник получит возможность научиться: осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в ХХ начале XXI вв. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Обществознание Выпускник научится: критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Культурно-информационная среда общественной жизни Выпускник научится: описывать различные средства массовой информации находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
География Выпускник получит возможность научиться воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Информатика Выпускник научится оценивать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; отличать корректную аргументацию от некорректной, использовать ссылки и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников; выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно- телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Проектная и учебно-исследовательская деятельность планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта представление результатов исследования Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Задача библиотеки по формированию навыков независимого библиотечного пользователя – соответствует новым федеральным образовательным стандартом. Федеральные государственные образовательные стандарты
предметная область «Литературное чтение» Планируемые результаты: формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
В результате освоения образовательной программы младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор, они будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Литературное чтение Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Виды речевой и читательской деятельности Выпускник научится: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Круг детского чтения Выпускник научится: ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Выпускник получит возможность научиться: ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы; определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей; писать отзыв о прочитанной книге; работать с тематическим каталогом; работать с детской периодикой. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
3. Задача воспитания культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала через приобщение к литературе и чтению соответствует требованиям стандартов Федеральные государственные образовательные стандарты
Программа воспитания и социализации обучающихся воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание социальной ответственности и компетентности воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде -экологическое воспитание; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся Учатся творчески и критически работать с информацией (целенаправленный сбор информации, ее структурирование, анализ и обобщение из разных источников) в ходе выполнения информационных проектов - дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем фотографий и др. Читают и обсуждают рассказы об искусстве, посещают театры, концерты, музыкальные вечера для школьников, музеи, выставки, музейные заповедники. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Коррекционные программы Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно- методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования