- совершенствовать известные знания, расширить их; -совершенствовать умение выразительно и осознанно читать; -активизировать и расширить словарный запас учащихся; -обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, «крылатые» слова; -содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся; -воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам; -развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; -содействовать воспитанию конкурентно-способной личности.
1.Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение. 2.Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор(из словаря С.И.Ожегова). Басня- вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца; иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля).
Творчество И.А.Крылова В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов. Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 г., в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844 г. в Санкт- Петербурге
Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его басни вышла когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.
А откуда же к нам пришли басни? Немного истории. Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей- был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль; высмеиваются человеческие пороки.
- лесть -ложь -глупость -лень -безнравственность -невежество -хвастовство
-дружбе -трудолюбию -усердию -честности -доброте -отзывчивости -благородству -благодарности -добывать знания
Действующие лица: Автор - Недорезова Елена. Свинья - Евдокимова Юлия. Дуб - Габдрахманова Альбина. Ворон - Костина Анастасия.
1. Что такое басня? 2. Кто первый начал писать басни? 3. Что такое иносказание? 4. Лучший баснописец России. 5. Назовите особенности басен( не меньше пяти). 6. Что высмеивают басни? 7. Назовите басни И.А. Крылова( не меньше пяти). 8. Что такое мораль басни? 9. Назовите «крылатые» слова из басен. 10. Прочитай наизусть одну басню.
Литература: 1.Литературное чтение. 4 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой / авт. – сост. Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, В океана света: Книга для чтения в 4 классе. В 2-х частях. Ч. 1 – 3-е изд., перераб. – М.:Баласс, Тетрадь по литературному чтению. 4 класс. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2007.