Береза и клен - сквозные образы лирики С.Есенина Работу выполнили Клевалова Елена Скрябина Виктория Ученицы 11 класса Руководитель Куклева Н. Д. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 14 города Костромы Кострома,2008
Введение Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт. Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик. Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи - это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. "Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб рых друзей", - говорил сам поэт. Вместе с тем Есенин - глубокий и самобытный мыслитель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений - современника не виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: "Я пел тогда, когда был край мой болен." Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.
Цель работы: описать языковые средства, позволившие поэту талантливо и самобытно создать образы клена и березы, ставшие одними из самых обаятельных образов русской литературы.
Задачи работы: показать, что и в плане изобразительно - выразительных средств лирика Есенина выросла на русской фольклорной почве. выявить, как и какими средствами создаются поэтические образы клена и береза.
Методы работы: теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. практические: методы сплошной выборки: были выписаны поэтические строчки, посвященные образам клена и березы. далее использовались методы наблюдения и анализа.
В стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него спит в белой накидке, вербы плачут, тополя шепчут, туча кружево в роще связала, пригорюнились девушки- ели, заря окликает другую, клененочек маленькой матке зеленое вымя сосет, улыбнулась солнцу сонная земля, словно белою косынкою подвязалася сосна, плачет метель, как цыганская скрипка, и березы в белом плачут по лесам, тихо – в чаще можжевеля по обрыву, осень - рыжая кобыла чешет гриву. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России (только синь сосет глаза, солнца струганные дранки загораживают синь и т.п.), создает атмосферу светлой радости бытия ( вечером лунным, вечером синим, в летний вечер голубой ), выражают чувства нежности, любви ( голубая кофта, синие глаза, парень синеглазый). В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.
Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты сует, посмотрите вокруг себя, на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо... Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести и, более того, нашего гуманистического мировоззрения.
В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда нивы сжаты, рощи голы, и тогда, когда она превращается в несказанное, синее, нежное. С Родиной связана лучшая метафора Есенина страна березового ситца и самый нежный образ в его стихах - образ прекрасной девушки-березки. Ей посвящены лучшие стихи.
Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с природой, порожденное ежедневным общением с ней крестьянина, его зависимостью от нее, пронизывает всю раннюю лирику Есенина. Вот отчего она и сегодня так волнует нас. Мысль о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан, выражена в стихотворениях Есенина через всю образную систему, через саму поэтику. Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. Клен - сквозной образ лирики С. Есенина.
Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона. Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта (Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет. - Там, где капустные грядки, 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении Клен ты мой опавший. Попутно заметим, что клен появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, пьет, скандалит, болен духовно, влюблен в жизнь и разрушает ее в себе самом. И неудивительно, что образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций деревного образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Например, клененочек маленький, старый клен, клен на одной ноге, подгнивший под окнами клен, клен опавший, клен заледенелый, приметный клен, кленов голых, мой бедный клен и т.п. Все эти эпитеты с первого взгляда кажутся обычными, примелькавшимися, часто встречавшимися в фольклорных произведениях. Однако внимательное изучение есенинских эпитетов показывает, что они нетривиальны даже в контексте всего творчества поэта и характерны только для стихов о клене.
Все кленовые эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана - реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними. В качестве эпитетов Есенин использует как согласованные определения (маленький, бедный, заледенелый, облезлый и т.п.), так и несогласованные ( клен на одной ноге, клен с верхушкой зеленой). С помощью согласованных определений Есенин подчеркивает отвлеченные свойства дерева, с помощью несогласованных определений - более конкретные признаки, наделяя образ-дерево чертами одушевленного участника художественной ситуации. Поэт характеризует клен с разных сторон: с точки зрения возраста (старый, маленький - молодой), естественного процесса старения (подгнивший), зависимости внешнего вида от времен года (голый, опавший, облезлый); автор не скрывает своего отношения к нему, часто сочувственного, а иногда и отрицательного (мой бедный, наш, клен ты мой опавший, облезлый и т.п.). Так этот образ получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость.
Часть эпитетов - определений занимает постпозицию по отношению к слову клен и тем самым актуализируется, что значительно усиливает их экспрессивность. И в результате образ становится глубже, художественно достовернее, а речь приобретает плавность, песенную напевность. Этому способствует и тот факт, что ни один из кленовых эпитетов не повторяется в том же значении, несмотря на то, что повторы как художественный прием в общем-то характерны для поэтического стиля С. Есенина. В есенинских стихах о клене преобладают предложения сложных и осложненных структурно - семантических типов и почти не встречаются простые предложения, что так не похоже на народные традиции деревного образотворчества, в которых отдается предпочтение именно простым конструкциями. Тем не менее при описании клена повторы используются не всегда.
В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного - всего три. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву - отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. Не случайно в этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой. Такое личностное отношение поэта к клену вызвано тем, что, на наш взгляд, клен стал не просто спутником нелегкой поэтической судьбы Есенина, но и его задушевным другом:
Вывод Таким образом, в стихотворениях, где встречаются образы деревьев, можно заметить, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив " древесного романа " восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп " человек – растение ".
Список использованной литературы 1. Прокушев Ю.Сергей Есенин Образ стихи эпоха – М.: «Советская Россия», – 67с. 2. Наумов Е.Сергей Есенин Личность, творчество, эпоха – Л.: «Лениздат», – 351, Машенко Н.М., Александрова Л.П., Цисар К.Т. Русская литература – Киев: «Вища школа», – 286 – Есенин С. Сергей Есенин – М.: «Художественная литература» Тбилиси «Сабчота Сакартвело» с. 5. Есенин Сергей – М.: «Правда» – 148с.