Интеграция как методическое явление. Интеграция филологических дисциплин. КУРСОВАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЬ: КРУПКО А. И. (ГИМНАЗИЯ 6 г. МУРМАНСКА) МОИПКРОК КАФЕДРА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Цель: раскрыть сущность интеграции и как инновационной формы работы в обучении. Задачи: 1. Изучить имеющиеся теоретические вопросы, являющиеся основой нашей работы, изучить опыт учителей, занимающихся этим вопросом; 2. Выявить уровни мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников; 3. Разработать практические рекомендации по созданию условий межпредметной интеграции филологических дисциплин.
Объект изучения: учебный процесс в школе. Предмет изучения: процесс интеграции учебных предметов филологического цикла в школе. Основные методы: изучение и анализ литературы, наблюдение, обобщение.
План: 1. Введение II. Основная часть. 1. Понятие интеграции. Цели и задачи учебной интеграции. 2. Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной школе 3. Интеграция предметов как одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. 4. Разработка проблем интеграции на современном этапе: Интеграция и межпредметные связи. Способы интеграции. Структура интегрированных уроков. Интеграция в преподавании филологических дисциплин. Единый курс словесности. III. Заключение. Список литературы. Приложение.
Актуальность работы Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Понятие интеграции Интеграция (латинское integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый), 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. 2) Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Понятие интеграции в дидактике Интеграция трактуется в науке неоднозначно: как условие формирования целостной картины мира; как дидактический принцип, под которым понимается объединение учебных предметов в единое образовательное пространство, способствующее преодолению раздробленности школьных дисциплин; как процесс и результат взаимодействия структурных элементов образования, сопровождающиеся ростом системности и уплотненности знаний учащихся.
Признаки интеграции (В. А. Доманский) 1. Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов. 2. Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов. 3. Интеграционный процесс имеет свою логико-содержательную основу. 4. Интеграционный процесс имеет свою структуру. 5. Интеграция имеет педагогическую целесообразность и относительную самостоятельность.
Интеграция предметов - одно из средств активизации познавательной деятельности школьников Межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в деятельность ученика играют роль побуждающего стимула его познавательной активности. Овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности не только повышает уровень познавательных возможностей учащихся, качество усвоения знаний, но и сокращает время, необходимое для обучения. Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу изучения.
Разработка проблем интеграции на современном этапе рождение абсолютно новых предметов (курсов); рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением независимого существования; разовые интегрированные уроки разного уровня и характера. Уровни интеграции: внутрипредметный межпредметный.
Разработка проблем интеграции на современном этапе Условия интеграции: объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими; в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Интеграция и межпредметные связи. Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Интеграция снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
Типы интеграции: пластовойцентрический Все традиционные этапы вариативно сочетаются в полном либо частичном объёме внутри пластов, которые представляют собой науку или вид искусства, с позиции которой и рассматривается предмет исследования. Сведения из источников, принадлежащих разным научным дисциплинам и видам художественного творчества, группируются вокруг самого объекта обсуждения. Основная цель этой группировки – сопоставление этих сведений между собой, выявление общности и различия в подходах к предмету обсуждения.
Классификация интегрированных уроков по способу их организации: конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин; конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
Позитивный фактор: наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ученика, которые в традиционном обучении используются недостаточно. Негативный фактор: ограниченное число учебных предметов - можно компенсировать тем, что содержание небольшого объема усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимозависимость ее частей; необходимость формирования базовых навыков чтения, письма и счета. Это, казалось бы, требует попредметного обучения. трудность изложения интегративных курсов. : Трудности интеграции
Русский язык С Р Е Д С Т В О О Б У Ч Е Н И Я Ф О Р М Ы О Б У Ч Е Н И Я литература природоведение ИЗО музыка иностранный язык ? Интеграция филологических дисциплин
Выводы: Интеграция учебных предметов требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций. Применение различных форм интеграции позволит более рационально подойти к процессу обучения и воспитания в современной школе, целью которого является формирование целостного представления мира у школьников. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. Интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.