Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 48 Герменевтика как методология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема семинара Эта проблема впервые была поднята в философии неокантианства, как метод гуманитарных наук и противопоставлялось объяснению, как методу.
Advertisements

PPTzone.ru 1. Основные функции искусства 2. Предмет искусства 3. Основные эстетические концепции 4. Герменевтика как метод понимания художественного произведения.
Гуманитарные науки. Гуманита́рные нау́ки дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности.
Методология (в ее широком понимании) это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в науке это учение.
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы,
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
Тема 9. Методологические аспекты военных наук Занятие 1. Методологический аппарат военной науки.
Целостность в мире философского знания Полякова И.П., к.филос.н., доцент, зав. кафедрой философии ЛГТУ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
Изучение истории: технология или искусство? 1.Понятие истории. Особенности изучения истории 2.Исторический источник: понятие, типы и виды. Этапы работы.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Принципы диалектики. Термин «Диалектика» Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма.
Транксрипт:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 48 Герменевтика как методология.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Слово герменевтика греческого происхождения, hermeneuein означает возвещать, толковать, разъяснять. В широком смысле герменевтика означает искусство истолкования текстов. Истоки этого искусства уходят - через Средние века - в античность. Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика дисциплина филологической критики.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Герменевтике придаётся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикер. Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путём самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Сначала производится общий обзор произведения. Одновременно с ним раскрывается бытие понятий с помощью грамматической и психологической интерпретаций. Только при условии концептуального увязывания, единства двух названных интерпретаций можно идти дальше. Необходимо возвращаться назад, если они не согласуются, и так следует поступать до тех пор, пока не будет найдена причина рассогласования грамматической и психологической интерпретаций. Важнейшим требованием является то, что понимание целого складывается из понимания частей, но начало понимают не раньше, чем в конце, следовательно, чтобы иметь начало, нужно иметь конец, и это является обычной мерой мышления указанного комплекса. Шлейермахер выдвигает общие методологические правила истолкования текстов:

Кафедра философии ЛГТУ 2011 Герменевтический методологический стандарт характеризуется особенностями: Принятие дихотомии естественных наук и наук о духе. Диалоговый характер. Разделение областей специфически знакового содержания (объективный смысл текста) и психологических моментов, оправдывающих принцип лучшего понимания, который выполним, скорее, как целевая установка, нежели как реально достижимый идеал. Терпимость к множественности результатов интерпретации. Интерпретация и понимание текстов обеспечиваются особыми методологическими средствами: Герменевтич еским кругом. Вопросно- ответными методиками. Контекстны м методом. Специальны ми логическими средствами. Семиотическ ими и психологичес кими приемами.