Экономическое развитие Молдовы между Прутом и Днестром в первой половине XIX века Творческая работа Ученика 7 «А» класса Самойленко Сергея
После аннексии территории Молдовы между реками прут и Днестр в 1812 г. (Которую в 1813 г. царское правительство назвало Бессарабией) и территории левого берега Днестра (1791 г.) Российской империей произошла их экономическая интеграция в экономическую жизнь России. Продолжилось развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли. Но основной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство.
Сельское хозяйство развивалось экстенсивно, расширяя площади обрабатываемых земель. В Молдове, на территории Прутом и Днестром, сохранились те же отношения крестьян и их хозяев, которые были, установлены в середине 18-го века в результате проведения реформ Константина Маврокордата. По численности преобладали свободные крестьяне (клэкаши и издольщики), которые отрабатывали 12 дней на боярина (клака) и платили оброк (дижма), натуральный и денежный. Сельское хозяйство
12 боярских дней отрабатывали и крестьяне молдавских сёл на левобережье Днестра, входившие в состав Херсонской и Подольской губернии. Кроме того, крестьяне этих губерний не имели права переселяться на другое место. Это право они получили в 1871 году. Молдова между реками Прут и Днестр и территории левобережья Днестра становятся важной экономической зоной по производству сельскохозяйственной продукции в составе обширной Российской империи. К середине 19-го века площадь виноградников увеличилась более чем в 2,5 раза, а производство вина – более чем в 3 раза. Общий урожай увеличился с 700 тыс. центнеров в 1814 г. До 4,5 млн. центнеров в 1850 г. На огромных территориях пахотных земель выращивались подсолнечник, сахарная свекла, табак; сажались фруктовые деревья и виноград.
Преобладание по численности свободных крестьян Сохранение отношений крестьян и их хозяев, заложенных Константином Маврокордатом Увеличение обрабатываемых территорий Увеличение урожая Молдова – важная экономическая зона
Промышленность В промышленности преобладало ремесленное производство, которое имело художественный и домашний характер. Количество ремесленных мастерских было гораздо больше, чем мануфактур. Крупная промышленность (фабрики, заводы) развивалась очень медленно. Количество мануфактур возросло со 150 в 1830 году, до 450 в 1858 году. На территории Пруто-Днестровского междуречья и в молдавских районах левобережья Днестра были построены и действовали пекарни, мыловаренные, текстильные и свечные мануфактуры
и фабрики, заводы по переработке винограда, производству стекла и кирпича. На этих территориях действовало более 25-ти мельниц, работающих на паровых двигателях. Самые крупные промышленные предприятия были сосредоточены в Кишинёве, Тигине, Четатя Албэ, Орхее, Бэлць, Хотине, а также на левом берегу Днестра: в Тирасполе, Рыбнице, Дубэсарь, Бирлузе, Балте, Ананьеве, Мовилэу. В южных уездах были основаны предприятия по переработке рыбы, добыче соли. Большинство мануфактур и фабрик являлись собственностью купцов, некоторых бояр и государства. В основном промышленные предприятия работали на местном сырье.
Преобладание ремесленного производства Количество ремесленных мастерских было больше, чем мануфактур Развитие мануфактур Медленное развитие крупной промышленности Развитие фабрик Появление мельниц на паровых двигателях
В первой половине 19-го века основным товаром, реализуемым на местном рынке, была продукция сельского хозяйства. Она пользовалась большим спросом и на рынках других стран. С территории Пруто- Днестровского междуречья экспортировали во многие страны Европы скот и продукцию животноводства. В Россию экспортировали фрукты, овощи, вино, табак, соль.
В Турцию молдавские купцы вывозили овец, продукцию животноводства, зерновые культуры, строительную древесину. Из других стран привозилась сельскохозяйственная техника, предметы роскоши. Главными торговыми центрами были города: Кишинёв, Тигина, Бэлць, Хотин, Килия, Четатя Албэ. Торговые связи осуществлялись речными и сухопутными путями. В середине 19-го века на Днестре появились первые суда с паровым двигателем. Из наиболее крупных городов-портов на Днестре были известны Тигина (Бендер), Четатя Албэ (Аккерман), а на Дунае – Измаил, Килия, Рени. По территории левобережья Днестра проходили крупные торговые пути. Первый начинался в Литве и проходил через Львов – Коломею – Хотин – Тигину – Четатя Албэ – Черное море. Другой торговый путь пролегал с запада на восток Сучаву, Котнарь, Яссы, Лэпушну, Тигину, Киев.
Левобережье Днестра становится важным центром торговых связей с городами Каффа в Крыму и Киевом в Украине. В конце 19-го века крупным портом на Черном море становится город Одесса и он играет важную роль в Молдавской торговле. В 1830-м году была ликвидирована таможня Карантин на берегу Днестра, недалеко от Дубэсарь. Благодаря дополнительным мерам по защите местного рынка, устанавливаются более тесные связи между обоими берегами Днестра.
Продукция сельского хозяйства – основной товар на внешнем рынке Преимущества речных путей торговли Появление паровых судов Крупные торговые связи Ликвидация таможни Карантин Установление более тесных отношений между берегами Днестра
Конец