1
1.Что олицетворяет лиственница? 2. Предположите, с какой целью она присутствует на нашем уроке 3. Сформулируйте главную проблему, которую мы будем решать на уроке 2
… Этот странный подарок – иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, костистую северную ветку северного дерева ставят в воду. …Повинуясь страстной человеческой воле, собирает все силы – физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил – тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. В ветке разбужены иные, тайные силы. …Лиственница источала – именно источала запах, как сок. Запах переходил в цвет, и не было между ними границы. Лиственница в квартире дышала, чтобы напомнить людям их человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов людей, погибших на Колыме. Слабый настойчивый запах – это был голос мертвых. От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить. Для воскресения нужна сила и вера. Сунуть ветку в воду – это далеко не все. …Шестьсот лет жизни лиственницы – это практическое бессмертие человека… …люди будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее ослепительно зеленую хвою – ее возрождение, воскресение, – будут вдыхать ее запах не как память о прошлом, но как живую жизнь.
1.Что олицетворяет лиственница? 2. Предположите, с какой целью она присутствует на нашем уроке 3. Сформулируйте главную проблему, которую мы будем решать на уроке 4
Я хочу поставить памятник не во времени – а в совести А. Вознесенский 5
Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к установлению абсолютного ( тотального ) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. монопольно существующая идеология культ вождя единственная массовая партия централизованная система контроля и управления экономикой цензура опора власти на карательные органы отсутствие свободы массовые репрессии монопольно существующая идеология культ вождя единственная массовая партия централизованная система контроля и управления экономикой цензура опора власти на карательные органы отсутствие свободы массовые репрессии Репрессии Карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников как реальных, так и мнимых. Карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников как реальных, так и мнимых. ГУЛАГ Главное управление лагерей 6
Название документа. Докажите, что данный источник характеризует тоталитарный режим ? Что отражено в схеме, диаграмме, документе ? Какую информацию вы почерпнули, анализируя источник ? Какие статистические выводы вы сделали ? 7
8
9
ГодыЧисло умерших % умерших к среднесписочному 1930*79804,2 1931*72832,9 1932*131974,8 1933* ,3 1934*251874, **316362, **249932, **310562, ** , ***447503, , , , , , , , , , , , , , ****96280, , , ,4 Итого * Только в ИТЛ. ** В ИТЛ и местах заключения ( НТК, тюрьмы ). *** Далее в ИТЛ и НТК. **** Без ОЛ. ( О. Л. особые лагеря ). Справка подготовлена по материалам ОУРЗ ГУЛАГа ( ГАРФ. Ф. 9414) 10
1940 год: 53 лагеря,425 исправительно-трудовых колоний, 50 колоний для несовершеннолетних гг. Осуждено – человек, приговорено к высшей мере наказания человек, к содержанию в лагерях , отправлено в ссылку человек 11
12
Что поразило вас, когда вы читали рассказ, почему он так назван ? Какие истории не оставили вас равнодушными, почему ? Что происходит с человеком в лагерях ГУЛАГа, что помогает тому, кто прошёл все круги лагерного ада, подняться и победить в себе растоптанного человека ? Попытайтесь доказать свою точку зрения Что способствует духовной деградации человека ? Ответ обоснуйте. Приведите примеры из рассказов Шаламова (« Ночью », « На представку », « Сгущённое молоко » ) Каким вам представляется повествователь в этих рассказах и можем ли мы, читатели, остаться равнодушными к судьбе автора и к судьбе его героев ? 13
14
Я хочу поставить памятник не во времени – а в совести А.Вознесенский 15
1 существительное 2 прилагательных 3 глагола 1 существительное 16
Домашнее задание: написать эссе «Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого- это спасение будущего, его гарант». Е. Евтушенко Домашнее задание: написать эссе «Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого- это спасение будущего, его гарант». Е. Евтушенко 17
18