Основные подходы к созданию воспитательных систем образовательных учреждений: синтез традиций и инноваций Попова И.Н., зав. кафедрой ВИПКРО, к.п.н., доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция воспитания в системе непрерывного образования утверждена приказом МОН РК 521 от 16 ноября 2009 года и рекомендовано организациям непрерывного.
Advertisements

Комплектация документов для обеспечения качественной работы учреждений общего образования по оказанию услуг по воспитанию.
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НА ГОДЫ МОУ «Новохайская средняя общеобразовательная школа 14»
Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
Воспитательная система МОУ Форштадтская общеобразовательная школа.
Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Образовательная программа как результативно-целевая основа деятельности ОУ Николаева.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Педагогический совет МКОУ СОШ 6 г. Киренска. В С Ш цели Деятельность по реализации Субъекты деятельности Управление воспитательным процессом Отношения.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Диссертация на соискание степени магистра педагогики Соискатель: магистрант кафедры педагогики и проблем развития образования Батвенкова И.В. Научный руководитель:
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
ТЕМА «Место и роль воспитательной системы класса в образовательной системе учреждения»
Программа развития школы на гг.. ЦЕЛЬ Создание современной образовательной инфраструктуры для обеспечения национальной образовательной стратегии.
Транксрипт:

Основные подходы к созданию воспитательных систем образовательных учреждений: синтез традиций и инноваций Попова И.Н., зав. кафедрой ВИПКРО, к.п.н., доцент

Воспитательная система ОУ - это комплекс воспитательных целей и людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности? комплекс отношений, возникающих между ее участниками? освоенная школьная среда и воспитательное пространство? целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания?

Новикова Людмила Ивановна Начало 80-х годов: Проведены исследования по использованию системного подхода в изучении и совершенствовании воспитательного процесса. Разработаны концептуальные основы теории воспитательных систем. Дана характеристика воспитательной системе как педагогическому понятию и феномену педагогической действительности.

ИДЕЯ: « Все воспитательные системы это не просто продукт и порождение своего времени, это, прежде всего, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка…»

Воспитательная система – комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками, освоенной среды и управленческой деятельности по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы Л.И. Новикова Новикова Л., Караковский В., Селиванова Н. Основы создания воспитательных систем // Воспитательная работа в школе. 2004, 1.

Караковский В.А. – СОШ 825, г. Москва Школы – лаборатории: Тубельский А.Н. – СОШ 734, г. Москва Ямбург Е.А. – ЦО 109, г. Москва

ИДЕЯ: «Для того чтобы создать собственную систему и развивать ее в тех или иных условиях, мало понять, зачем она нужна, и убедиться в том, что подобных систем было и есть много, надо еще увидеть ее как объект целенаправленного управления…»

Модель ВС ОУ– это схема описания системы условий и отношений образовательного учреждения, опирающаяся на представление об оптимальном и достаточном качественном уровне состояния ОУ, необходимого для личностного развития ребенка.

Компоненты моделирования: 1.Диагностико-аналитический: диагностика состояния воспитания в ОУ; анализ ресурсов ОУ по организации воспитания (ресурсное обеспечение – организационное, информационное, нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, мотивационное, материально-техническое). 2.Целеполагание: построение дерева целей. 3.Планово-прогностический: выбор основных направлений работы, составление программы работы, планирование, определение оптимальных технологий и форм, прогнозирование ожидаемых результатов. 4.Структурный: разработка структур реализации модели (комплексы, центры, творческие группы, службы), целостное представление модели (описание, схема, таблица).

90-е годы Гаврилин А.В., д.п.н., профессор, действительный член РАО Мануйлов Ю.С., д.п.н., профессор Нижегородского государственного педагогического университета

ИДЕЯ: «Проблема заключается в том, чтобы сделать школьную жизнь самоценной, в которой есть место действиям, поступкам, выбору. Необходимо осмыслить наивысший уровень воспитательного процесса - разумно организованную жизнь в культуре как самоопределение в ней…»

Воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат. Гаврилин А.В.

Структура воспитательной системы ОУ как социального организма Субъекты воспитания Целеполагание Организация деятельности Пространственно- временной Управление

Освоенная среда Субъекты воспитания Особенности формирования воспитательной системы школы Системообразующая деятельность Цели Управление

Показатели эффективности воспитания в ОУ Показатели 1. Уровень воспитанности учащихся 2. Состояние условий воспитания (качество воспитывающей среды школы, состояние социокультурного пространства школы, психологический климат школы, включенность в воспитательный процесс всего коллектива школы) 3. Сформированность социально ориентированных ценностных ориентаций учащихся 4. Состояние семейного воспитания 5. Степень удовлетворенности учащимися, родителями качеством условий, предоставляемым для обучения и воспитания учащихся 6. Характер адаптированности учащихся к жизни в школе

7. Включенность родителей в воспитательный процесс 8. Наличие и результативность ученического самоуправления 9. Проекты и инициативы учащихся 10. Участие и результативность в мероприятиях различного уровня 11. Сформированность воспитательного коллектива 12. Социализация учащихся

ИДЕИ XXI века: Воспитательное пространство как многомерное условие развития воспитательной системы ОУ (Гаврилин А.В.) Технологизация воспитательного процесса (Поляков С.Д.) Культура и дух школы как интегративные характеристики воспитательной системы школы (Попова И.Н.) Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы ОУ и проблемы видологии воспитательных систем (Барышников Е.Н.)

О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Информационное письмо министерства образования от /13. // Вестник образования, 14, 2002.

Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» (информационное письмо от 15 декабря 2002 г., /16) Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (пакет документов «Наша Новая Школа»)

Андреева В.В., Гаврилин А.В., Корешков М.В. Региональная программа воспитательной деятельности // Классный руководитель, 1, 2002.

Основные идеи воспитания: Полноценное личностное развития ребенка в условиях ОУ. Успешная социализация ребенка в современном обществе путем вхождения его в культуру человечества. Формирование мировоззренческой, социальной и коммуникативной компетентности учащихся с опорой на аксиологические основания воспитания. Воспитательное пространство как условие влияния всех факторов воспитания на процесс становления, развития и самореализации личности воспитанника.

Цели и задачи региональной программы: Создание нового уклада школьной жизни, способствующего воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности; Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека; Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде;

Создание условий для освоения воспитанниками мировой художественной культуры, в первую очередь через изучение и принятие традиции и культуры своего и других народов России; Максимальное развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности. Цели и задачи региональной программы:

Основные направления организации жизнедеятельности воспитанников 1.«Наследие веков: край Владимирский – колыбель России» 2.«Забота» 3.«Колыбель талантов» 4.«Я - Гражданин» 5.«Голубая планета» 6.«Труд – основа жизни» 7.«Долгожитель» 8.«В страну знаний»

«Воспитание успешно, если оно системно…» Л.И. Новикова