Термин «психологическое здоровье», введен в научный лексикон И.В.Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке.
Психологически здоровый человек Оптимизм; Эмоциональное спокойствие; Жизнерадостность; Открытость; Самосовершенствование; Гармоничность; Умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.
У современных детей: Внешние формы активности Приводит к ухудшению здоровья детей Распались многие социально-культурные механизмы
Поэтому можно утверждать, что сегодня здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.
Саморегулируемость Принятие себя и окружающих Рефлексия Потребность в саморазвитии Компоненты психологического здоровья
Уровни психологического здоровья ребенка Высокий- устойчивая адаптация к среде Средний – дети, имеющие некоторую повышенную тревожность Низкий – дети требуют индивидуальную психологическую помощь
Факторы риска СРЕДОВЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ Семейные неблагоприятные условия Неблагоприятные условия, связанные с детским садом ХарактерТемперамент Самооценка
ВЫВОД Спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая постоянному присутствию родителей или воспитателей. Предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Задачи психологической поддержки детей: Обучение положительному самоотношению и принятию других людей Обучение рефлексивным умениям Формирование потребности в саморазвитии
ЭТАПЫ РАБОТЫ I. Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье. II. Проведение еженедельных групповых профилактических занятий(дети отнесенные к среднему уровню) III. Коррекционная работа с привлечением родителей к индивидуальному консультированию (дети отнесенные к низкому уровню психологического здоровья)
Формы и методы психологической поддержки Ролевые игры Психогимнастические игры (этюды) Коммуникативные игры Игры и задания, направленные на развитие произвольности Игры, направленные на развитие воображения Решение проблемно-практических ситуаций Элементы арттерапии Подвижные игры Чтение и анализ сказок Упражнения на релаксацию Упражнения на саморегуляцию Ритуалы приветствия и прощания на занятиях
Упражнения на саморегуляцию для педагогов Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения; Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение; Поперечное расслабление и напряжение; Диафрагмальная гимнастика.