Геометризм, кубизм– супрематизм, абстракционизм – это такие направления в живописи, которые сводились к изображению геометрических фигур и всевозможных линий. В наше время мотивы такой живописи часто используются современными дизайнерами при оформлении помещений.
Супрематизм /от лат. supremus – высший/ - художественное течение, основу которого составляет композиция из простейших геометрических элементов. Абстракционизм как направление в искусстве XX в. является высшим проявлением беспредметного изображения..
Абстракционизм в интерьере
Основоположником супрематизма был К. Малевич. Его знаменитая картина «Черный квадрат», как олицетворение трагизма «немоты», стала своеобразным манифестом этого направления. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого (черный квадрат «знак экономии»; красный «сигнал революции»; белый «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни. Черный квадрат знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту». Он убежден, что не следует искать ничего ценностного во внешнем мире, ибо его там нет. Все благое внутри нас. Черный квадрат приглашение к медитации! И путь! «...три квадрата указывают путь». Однако для обыденного сознания это слишком трудный и даже страшный, жуткий «путь» через Ничто в Ничто.
«Чёрный квадрат», «Красный квадрат»( слева направо)
Затем совершается переход от статического этапа Черного квадрата к динамическим формам. Его квадраты распадаются на целое созвездие форм. «Беспредметная живопись» сама становится художественным предметом. Супрематизм зиждется на чисто живописном восприятии реальности. Здесь всё можно объяснитъ рассудочному сознанию, всё конструировать, всё машинизировать и математически обсчитать.
нидерландский художник- график. Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов «Рисующие руки»: литография, созданная в 1948 году, характерная для данного периода творчества художника
В гравюре "Рептилии" маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры. Мозаику рептилий Эшер использовал во многих своих работах..
.
Правильные геометрические тела - многогранники - имели особое очарование для Эшера. Во его многих работах многогранники являются главной фигурой и в еще большем количестве работ они встречаются в качестве вспомогательных элементов. На гравюре "Четыре тела" Эшер изобразил пересечение основных правильных многогранников, расположенных на одной оси симметрии, кроме этого многогранники выглядят полупрозрачными, и сквозь любой из них можно увидеть остальные..
Для многих мир математики – это только задачи, формулы, перпендикуляры, треугольники…Но для некоторых этот мир кажется красочным, ярким, удивительным и загадочным. Малевич, Кандинский, Эшер - нельзя сравнивать их искусство, оно разное, но они видели удивительное и красивое там, где многие этого не замечают. Как бы с укором в адрес математиков звучат слова Эшера- человека, как он считал, далекого от математики: «Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней...». Может быть стоит приоткрыть эту дверь и заглянуть за нее….