Тема 14. Научное познание Наука и ее основные этапы развития Специфика научного познания Методы научного познания
Литература: Бахтин М. Понимание и текст// Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб и доп. / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М: Гардарика, С Вебер М. Наука как призвание и профессия.Наука как призвание и профессия. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, с. Карнап Р., Ханс Х., Нейрат О. Научное миропонимание.Научное миропонимание. Кун Т. Структура научных революций. Мошкова Г.Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование.Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование. Садовничий В.А. Мудрость и знание в глобализирующемся мире.Мудрость и знание в глобализирующемся мире. Шульга Е.Н. Научное открытие: герменевтический подход.Научное открытие: герменевтический подход.
Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию, хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке Основные этапы развития науки: I этап - зачатки науки появились в древности (Вавилонии, Шумерах), в античном мире VI-IV вв. д.н.э. II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствовали ньютоновская механика, картезианские принципы и др. III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др. IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.
Томас Кун в работе «Структура научных революций» выявил общие черты, характеризующие научные открытия. На их основе сформулировал принцип научного творчества: не всякая новая идея – новая, не всякое новое творение – новое, а только то, которое реализует и утверждает новую парадигму.
Казимир Малевич написал «Черный квадрат», начав тем самым новую парадигму в живописи. Огромная масса черных и красных квадратов, параллелепипедов и прочих фигур, появившихся после Малевича, представляют всего лишь умножение открытой им парадигмальной схемы.
Парадигма это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений (Томас Кун); это направленность и характер мышления
Каждый этап развития науки имеет свою парадигму: Классическая наука связана с парадигмой механики, Лапласовского детерминизма. Неклассическая наука связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности и дополнительности. Постнеклассическая наука связана с парадигмой самоорганизации и становления.
Специфика научного познания: Систематичность, выводимость одних положений из других; объектом научно-теоретического анализа выступает не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты; осознанным контролем над самой процедурой познания; наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка; строгость и объективность открываемых истин.
Метод – это совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.
Методы научного познания
Общая классификация методов
Эмпирические методы: Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Измерение – сравнение объектов по каким-то сходным свойствам или сторонам. Эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые, контролируемые условия. Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств и признаков.
Теоретические методы: Формализация – построение абстрактно- математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется. Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Общая классификация методов