Древняя Индия Варны Подготовила Зеркалеева Ксения 10 Б класс
Касты и варны Исторически индийское общество разделено на социальные слои – варны (их четыре) и касты (подслои), которых значительно больше. Варновая (кастовая) принадлежность человека определяется его рождением в той или иной варне. Принцип разделения на варны оглашен в «Законах Ману».
4 варны Брахманы Кшатрии Вайшью Шудры
Брахманы - это ученые, подвижники, жрецы. Кшатрии - воины, управляющие, цари. Вайшью - ремесленники, торговцы, земледельцы. Шудры – слуги, рабы По преданию, варны были созданы Брамой из его частей тела: Брахманы – из уст; Кшатрии – из рук; Вайшью – из бёдер; Шудры – из стоп.
"А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев. Но только одно занятие Владыка указал для шудры служение этим варнам со смирением" «Законы Ману»
"Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности посвящения брахман владыка варн" Жену следует брать только той же варны и касты
Жениха ("из хорошей семьи") отец выбирает еще до совершеннолетия своей дочери, но если такого не находится, то "девушке, даже совершеннолетней, лучше оставаться в доме отца до самой смерти, чем быть отданной им когда-нибудь в жены человеку, лишенному хороших качеств" т.е. не "равного себе" "Низший, соединившийся с высшей, заслуживает телесного наказания": шудра вплоть до смертной казни, вайшья заточения на год с конфискацией имущества, кшатрии и брахманы денежного штрафа.
Но ниже всех варн были Парии – неприкасаемые. По преданию, они были созданы Брамой из грязи. Парии селились за пределами города или деревни, выполняли самую грязную и тяжелую работу. К ним нельзя было прикасаться и разговаривать с ними. Даже приходя уборщиком в индийский дом, пария должен был делать свою работу так, чтобы никому не попадаться на глаза. Вне варны
Главное устремление на стадии шудры - КАМА. Это удовольствия, приятные переживания, доставляемые органами чувств. Для вайшью основной жизненный стимул - АРТХА, или стремление к богатству, к собственности, к накопительству. Ради этого вайшью могут жертвовать чувственными удовольствиями. Для кшатрия главное - ДХАРМА, выполнение долга. При этом у царей существуют одни обязанности, у руководителей и военных разных рангов - другие. Наконец, смысл жизни брахманов - МОКША, или освобождение Варна – не только социальный слой, но и направленность личности