Мониторинг лидерских качеств управленческой команды ЦДТ «Детская академия» Методист ЦДТ «Детская академия» Фёдорова Е.Г.
Классификация лидеров: 1) по содержанию деятельности - лидер- вдохновитель и лидер-исполнитель; 2) по характеру деятельности - лидер универсальный и лидер ситуативный; 3) по направленности деятельности - лидер эмоциональный и лидер деловой
Три основных подхода к пониманию происхождения лидерства: 1. Лидер - человек, обладающий определенным набором личностных качеств. 2. Лидерство - продукт ситуации. 3. Лидерство - процесс организации межличностных отношений в группе.
Лидер: Регулирование межличностных отношений в группе; Лидерство возникает стихийно; Выдвижение лидера зависит от настроения группы; У лидера нет полномочий на систему санкций; Сфера действия лидера – малая группа Руководитель: Официальные отношения; Руководитель назначается или избирается; Руководство – явление стабильное; Руководитель использует определённую систему санкций; Поле деятельности руководителя – коллектив
Коммуникативные и организаторские способности – стержневые в личности лидера.
Методики используемые для оценки лидерских качеств: 1. Психологическая оценка организаторских способностей в рамках организуемой группы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов, П.Н. Фетиский); 2. Проектные методы исследования лидера. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (тест Роршаха); 3. Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС – 1); 4. Тест-опросник Способен ли ты быть лидером? Е. Жариков; 5. Тест «Уровень конфликтности»
«Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организованной группы»
«Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
«Уровень конфликтности»
Практически- психологич. ум Инд.различия в орг. сп-тях Социальная воздейственн. Склонности к орг. деят-ти Требовательн. к другим Лидер ство Корреляционная плеяда лидерских компетенций в изучаемой группе 0,41 (тенденц.) р
По представленной корреляционной плеяде можно сделать следующие выводы: 1) структура лидерских компетенций руководителей подразделений данного учреждения гармонична и непротиворечива (так как все выявленные взаимосвязи положительны, а отрицательные отсутствуют); 2) системообразующим компонентом в структуре лидерских компетенций в изучаемой группе является параметр «практически-психологический ум», следовательно, уделяя должное внимание коррекции и развитию именно этого параметра можно добиться возрастания остальных значимых сторон лидерского потенциала сотрудников.
Выводы: -Лидерский потенциал умеренный; - Доминируют психологический такт и индивидуальные различия в организаторских способностях личности; -Уровень конфликтности в основном средний; -Практико-психологический ум – системообразующая лидерская компетенция
Внутренняя программа лидерского развития управленческой команды учреждения: качественная оценка потребностей; формирование стратегии развития лидерства; постановку четких целей и стратегий для индивидуального развития лидеров; система управления эффективностью деятельности и сохранения талантов в учреждении; оценка эффективности разработка системных метрик; оценка эффективности разработка диагностик.