ВИДЫ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
Цели и задачи урока: - дать представление о назначении и структуре локальных, региональных и глобальных сетей; - обучить учащихся способам обмена файлами в локальной сети компьютерного класса; - формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
Как можно передать информацию от компьютер к компьютеру? Какой случай наиболее удобный? Можно ли объединить компьютеры в сеть? Что необходимо, чтобы сеть работала?
Компьютерная сеть – это система компьютеров, связанная каналами передачи информации.
Компьютерные сети
Для соединения компьютеров между собой нужны: сетевые платы для каждого компьютера; соединительные кабели; сетевое программное обеспечение. Назначение: передача информации между компьютерами; совместный доступ к программам и данным; совместное использование оборудования. - это соединение 3-х и более компьютеров друг с другом на небольшом расстоянии с помощью кабелей.
Основные понятия: Сервер (обслуживающее устройство)– это центральный компьютер, на котором установлено сетевое программное обеспечение, этот компьютер предоставляет услуги другим компьютерам сети, которые называются рабочими станциями или абонентами сети. Одноранговая сеть – сеть, в которой нет специально выделенного сервера. Администратор – человек, который отвечает за работу сети, её исправность, за права доступа пользователя. Сетевая операционная система является основой программного обеспечения локальной сети.Её основная задача – использование общих ресурсов сети.
Способ соединения компьютеров в сети.
Последовательное по общей шине. Все компьютеры подключены к одному кабелю.
Последовательное кольцом. Каждый компьютер, соединён друг с другом, сигнал, несущий информацию идёт по кругу.
Соединение звездой. Используется отдельный кабель для каждого компьютера, проложенный от центрального устройства.
Древовидное соединение. Имеется один центральный сервер для всей сети и несколько файловых серверов для разных рабочих групп.
Если сеть существует в пределах определённого региона, то она называется региональной. Сети, обслуживающие какую - то отрасль государства (образование, науку, оборону и т.п.) называются отраслевыми (корпоративными) сетями. Каждая региональная или отраслевая компьютерная сеть обычно имеет связь с другими сетями.
Глобальная компьютерная сеть –это объединение двух и более сетей между собой. В настоящее время в мире зарегистрировано более 200 глобальных сетей, которые объединены между собой с помощью Internet. Internet – это единое информационное пространство, сеть сетей.
Основные понятия Internet представляет собой совокупность узлов,объединённых каналами связи. Каждый узел (хост) содержит один или несколько мощных компьютеров – серверов, работающих под управлением операционной системы. Управляет узлом его собственник – организация (провайдер). Internet объединяет сети, работающие по разным протоколам. Сетевой протокол – это программа, содержащая набор правил, устанавливающих тип используемых данных, стандартные связи, правила обработки ошибок. Когда происходит объединение сетей, работающих по разным протоколам, возникает необходимость для перевода данных из формата, принятого в одной сети в формат, принятый в другой. Компьютеры и программы, выполняющие эту функцию называются шлюзами. Если объединяются две сети, использующие одинаковые протоколы, то оборудование стоящее между ними называют мостами.
1 2 Серьёзной проблемой при работе в сети является защита информации от несанкционированного доступа. Для этих целей используется брандмауэр (1). Брандмауэр – аппаратно – программное средство (межсетевой экран), которое предотвращает несанкционированный доступ в защищаемую сеть. В качестве линий связи используются выделенные каналы(телефонные, кабельные, спутниковые) или коммутируемые телефонные линии, в этом случае используется модем (2). Модем преобразует двоичный код компьютера в аналоговый электрический сигнал телефонной сети при передачи информации (модуляция) и производит обратное преобразование (демодуляция ) во время приёма информации. Основной характеристикой модема является скорость передачи – приёма информации, которая измеряется в битах в секунду –бит/с
Семейство протоколов TCP/IP Существует два типа протоколов: базовый (TCP/IP),отвечающий за физическую пересылку электронных сообщений; прикладные : - http –протокол передачи гипертекстовых сообщений; - ftp – протокол передачи файлов; - telnet- протокол удалённого доступа. TCP(Transmission Control Protocol) – транспортный протокол (управляет передачей данных). IP (Internet Protocol) – протокол маршрутизации (доставляет информацию по назначению).
Адресация в сети IP-адрес– уникальный идентификатор компьютера в сети Internet, он состоит из 4 байтов. Адрес читается справа налево Пример IP – адреса: IP – адрес человеку трудно запомнить, поэтому у каждого компьютера есть доменное (символьное) имя. Домен – область сети. Домены в имени отделяются точками. Имя читается слева направо. fadr.msu.ru Домен верхнего уровня ru означает, что компьютер с этим именем находится в России. Организационные домены верхнего уровня (США) - com -коммерческие организации - edu -образовательные организации - org -некоммерческие организации - gov -правительственные организации - mil -военные организации (США) - int -международные организации - net -организации, предоставляющие сетевые услуги Некоторые географические домены верхнего уровня - fr -Франция - de -Германия - ru -Россия - se -Швеция - tm -Туркменистан
Закрепление материала Творческое задание 1. У вас в компьютерном классе находится пять компьютеров. Придумайте различные способы соединения их в сеть. Нарисуйте рисунки. Найдите способ, обеспечивающий самый короткий маршрут передачи информации между любыми двумя абонентами.
Критерии оценки сетиШиннаяКольцеваяЗвездаДревовидная Экономические затраты на кабель Возможность нелегального подключения Возможность подключения абонента без остановки работы сети Возможность обмена информацией без сервера Влияет ли поломка компьютера абонента на работу сети? Творческое задание 2. Рассмотрите достоинства и недостатки таких объединений. Заполнить таблицу:
Подведение итогов. Домашнее задание:пар.1,стр.10