Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бочанихинская основная общеобразовательная школа
1. Информация об опыте Сведения об авторе опыта Тема опыта Условия становления опыта Актуальность опыта. Ведущая педагогическая идея опыта Теоретическое обоснование опыта 2. Технология опыта 3. Результативность опыта 4. Библиографический список 5. Приложение
Сведения об авторе опыта Дымура Любовь Анатольевна, учитель географии МКОУ БООШ, стаж – 30 лет, преподаваемые предметы – география, биология.
Условия становления опыта Для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения. В кабинете географии созданы все необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Имеются наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература, проектор, экран
Актуальность опыта. Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Теоретическое обоснование опыта В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов: И.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, А.Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.
Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества. Данная проблема привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке.
Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения. Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
2. Технология опыта Цель педагогического опыта: хорошее качество знаний учащихся по географии, развитее творческих способностей каждого из учащихся, оптимизация учебного процесса. Задачами педагогического опыта являются следующее: формирование географического мышления школьников, развитие свободно и творчески мыслящей личности; передача учащимся всей суммы системных знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире; формирование у школьников представления о целостности окружающего мира при его территориальном, социально-экономическом и природном разнообразии; формирование географической, картографической, и социально-экономической грамотности - важной составляющей культуры каждого человека.
Какие же формы и методы обучения на уроке географии использую я, для развития познавательного интереса в обучении, чтобы урок был эффективным и современным? Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательного интереса к предмету через ИКТ и другие формы. Систематически укрепляя и развивая познавательный интерес, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.
Этапы внедрения ИКТ на уроках ГЕОГРАФИИ. Освоение компьютера, работа с готовыми электронными изданиями, дисками, создание презентаций учителем и учащимися, как демонстрационный, иллюстративный материал. ( гг.) Накопление наглядного материала по темам, изменение презентаций в сторону контроля, практики, отработки умений и навыков ( создание и решение тестовых заданий) ( гг.) Использование электронных приложений к новым учебникам изд. «СФЕРЫ», использование ИНТЕРНЕТА на уроках, как источника различной информации – текстовой и иллюстративной, использование прямого подключения ко всемирной сети на уроке для новостей, виртуальных экскурсий, решения тестов ОН-ЛАЙН ( гг.) Использование программы «Живая география», вновь поступивших «интерактивных географических карт». Классификация накопленного материала, при подготовке к экзаменам и к ГИА по географии ( гг.).
Какие же игры, как формы и методы формирования познавательного интереса, я использую на своих уроках: «Игровые звездочки». Звездочки учащиеся делают сами. На лучах звезд пишем вопрос и варианты ответов, ученики выбирают одну из звездочек и отвечают на вопросы. Вопросы могут быть любые: обобщение знаний, повторение, актуализация знаний. (Приложение 9)
Игровые звездочки
2. Кроссворды, ребусы, шарады. Это наиболее популярный вид настольной игры. Отвечая на вопросы кроссворда, учащиеся лучше усваивают термины и запоминают географическое название объекта, отыскивают его на карте. Для активизации познавательной деятельности учитель предлагает решить кроссворд, позднее школьники сами составляют их. (Приложение 10)
Ребусы, кроссворды, шарады. м а с ш т а б Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане. 2, 4. Виды масштаба. 3. Дробь, у которой числитель- единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на планете меньше, чем на местности.
Длительность работы над опытом. В течение нескольких лет я использовала некоторые формы и методы обучения. Более 3-х лет тому назад я начала активно применять формы и методы обучения учащихся по разным темам курсов географии.
3. Результативность опыта Подводя итоги своей педагогической деятельности по развитию познавательной активности учащихся на уроках географии, я выделяю следующие положительные результаты: На протяжении 3-х последних лет наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества знаний моих учеников по географии.
Вывод: Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихс я к обучению.