FBD В cреде CoDeSys 2.3.9
Язык FBD Язык FBD (Functional Block Diagram, Диаграмма Функциональных Блоков) является языком графического программирования, так же, как и LD, использующий аналогию с электрической (электронной) схемой. Программа на языке FBD представляет собой совокупность функциональных блоков (functional flocks, FBs), входа и выхода которых соединены линиями связи (connections). Эти связи, соединяющие выхода одних блоков с входами других, являются по сути дела переменными программы и служат для пересылки данных между блоками. Каждый блок представляет собой математическую операцию (сложение, умножение, триггер, логическое или и т.д.) и может иметь, в общем случае, произвольное количество входов и выходов. 2
Язык FBD Практика показывает, что FBD является наиболее распространенным языком стандарта IEC. Графическая форма представления алгоритма, простота в использовании, повторное использование функциональных диаграмм и библиотеки функциональных блоков делают язык FBD незаменимым при разработке программного обеспечения ПЛК. Вместе с тем, нельзя не заметить и некоторые недостатки FBD. Хотя FBD обеспечивает легкое представление функций обработки как «непрерывных» сигналов, в частности, функций регулирования, так и логических функций, в нем неудобным и неочевидным образом реализуются те участки программы, которые было бы удобно представить в виде конечного автомата. 3
Пример программы на языке FBD 4
Язык FBD Редактор FBD - графический редактор. Он работает со списком цепей, каждая из которых состоит из логических или арифметических выражений, вызовов функций, программ или функциональных блоков, инструкций возврата и перехода. Наиболее важные функции вы можете найти в контекстном меню, которое вызывается правой кнопкой мыши или сочетанием клавиш +. 5
Позиция курсора Текстовый курсор может устанавливаться в любую часть FBD цепи, содержащую текст. Выбранный текст выделяется синим и может быть изменен. Текущую позицию графического курсора можно увидеть по прямоугольнику с пунктирной границей. Далее на примере приводится список всех возможных позиций курсора: 1) Любое поле с текстом (обведены черным): 6
Позиция курсора 2) Любой вход блока: 3) Любой оператор, функция или функциональный блок. 4) Выход блока, если к нему присоединена переменная или инструкция перехода. 7
Позиция курсора 5) Пересечение линий над присваиванием, переходом или возвратом: 6) Место за самым правым объектом схемы ("последняя позиция курсора"; используется для выбора всей схемы) 8
Графический редактор FBD 9
Вход Добавляет вход оператора. Некоторые операторы могут иметь переменное число входов (например, ADD может иметь два и более входа). 10
Выход Добавляет новое присваивание к уже существующему. Это позволяет передать одно значение сразу нескольким переменным. 11
Элемент C помощью этой команды в схему можно вставлять операторы, функции, функциональные блоки и программы. 12
Присваивание Эта команда вставляет инструкцию присваивания в схему. 13
Переход Эта команда вставляет инструкцию перехода. 14
Возврат Эта команда вставляет инструкцию возврата Return. 15
Инверсия C помощью этой команды можно инвертировать входы, выходы, инструкции перехода или возврата. Символ отрицания – небольшая окружность на месте соединения. 16
Set/Reset При помощи этой команды вы можете определить Set- и Reset-выходы. Set-выход обозначается буквой S, а Reset-выход – буквой R. 17
Редактор FBD в online режиме 18
Пример программы на языке FBD 1 19
Пример программы на языке FBD 2 20
Пример программы на языке FBD 3 21
Пример программы на языке FBD 4 22
Конец Написать код, понятный компьютеру, может каждый, но только хорошие программисты пишут код, понятный людям.