А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Развитие характера главного героя. Гринёв в Белогорской крепости. 2-й урок
Проверка домашнего задания. Каким предстал перед нами Петруша Гринёв в первой главе? Герой страстно хочет повзрослеть. Но что означает быть взрослым? Как вы понимаете это выражение? Обладает ли Петруша в полной мере набором этих качеств?
Почему герой со своими спутниками попадает в буран? Как путникам удалось выбраться из бурана? Как он отблагодарил своего спасителя? Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, когда Гринёв заплатил долг за проигрыш Зурину. В чём сходство и различие этих эпизодов? **** ВЫВОД. ВЫВОД. Этот поступок Гринёва соотносится с понятиями чести. Он честно благодарит за спасение, и это ставит его на ступень выше по сравнению с предыдущим поступком, что даёт ему право не обращать внимания на возражения Савельича.
Гринёв в Белогорской крепости Главе «Крепость» предшествует эпиграф отрывок из солдатской песни о «фортеции» (устаревшее военное название крепости). Какое настроение выражено в этой песне?
Представления Гринева о боевой крепости Реальная картина Грозные бастионы, башни, вал. Начальник строгий, сердитый старик, готовый за всякую безделицу сажать под арест на хлеб и воду. Деревушка, окруженная забором. Скривившаяся мельница. Старая чугунная пушка у ворот. Старый инвалид нашивал заплату. Старушка в телогрейке с платком. Кривой старичок в офицерском мундире. «Никто не встретил меня». - Какой представлялась Петруше боевая крепость в его воображении и что оказалось на самом деле?
Какие чувства вызвало у Петруши место его будущей службы? Чем вызвана тоска героя? Какие новые впечатления принес Гриневу второй день пребывания в ней? Пристальнее вглядевшись в обитателей крепости, Гринев испытывает к ним теплые чувства. Что произошло? Почему так хорошо стало Петруше в Белогорской крепости?
-Расскажите о жизни Гринёва в Белогорской крепости. Как проходила служба в крепости? -Кто по-настоящему был в ней командиром? -Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? ВЫВОД. ВЫВОД. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая. Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей.
Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие?
Испытаниям подвергается и зарождающееся чувство любви Гринева к Маше Мироновой. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным? Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.
Найдите в письме А.П. Гринева Петруше слова, выражающие его отношение к дуэли как способу защиты дворянской чести. Справедливо ли негодование отца и чем оно вызвано? Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой? Почему Маша, любя Гринева, отказывается выйти за него замуж? Как раскрывается образ Гринёва в его чувстве к Маше?
Домашнее задание Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина (таблица – на сайте) Сделайте вывод о понятиях чести у одного и у другого? Какая обстановка вокруг крепости? Прочитать главы VI, VII. 2. Рассказать о падении Белогорской крепости, сохраняя последовательность событий.