Здоровый образ жизни. Понятие о режиме.
Цели урока Познакомить уч-ся с понятиями: «составляющие ЗОЖ», «личная заинтересованность в ЗОЖ», дать рекомендации по ЗОЖ. Дать понятие о режиме жизнедеятельности; познакомить с влиянием режима для здоровья человека.
Поведение и мышление, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья, называют ЗОЖ.
Составляющие ЗОЖ Умеренное и сбалансированное питание; Режим дня с учётом динамики индивидуальных биологических ритмов; Достаточная двигательная активность; Закаливание; Личная гигиена; Грамотное экологическое поведение; Психогигиена и умение управлять своими эмоциями; Сексуальное воспитание; Отказ от вредных привычек; Безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений.
Рекомендации по ЗОЖ Познай самого себя. Содержи своё тело в чистоте. Хорошо и правильно питайся. Играй с осторожностью. Заводи друзей разумно. Содержи свой мир в чистоте. Научись говорить «нет». Лекарства – не игрушка. Иммунизация (прививки) организма. Если ты чувствуешь себя больным, обратись к врачу, родителям.
Режим – это установленный распорядок жизни, который включает в себя труд, питание, отдых и сон. труд, питание, отдых и сон.
Разумный порядок чередований деятельности режим работыработы и отдыха Режим питанияпитания ОрганизацияОрганизация сна
Условия повышения работоспособности (русский физиолог Н.Е. Введенский) Постепенное вхождение в работу. Продуманная и отработанная последовательность в труде. Правильное распределение нагрузки (дневной, недельной, месячной и годовой).
Труд школьника: учеба, занятия в секциях и кружках, домашние поручения. Учеба требует напряжения клеток коры головного мозга Длительная умственная деятельность приводит к утомлению. Длительная умственная деятельность приводит к утомлению. Как предупредить утомление? - Нужно чередовать трудовую деятельность с отдыхом. - Нужно чередовать трудовую деятельность с отдыхом. Иначе утомление перейдет в переутомление. Иначе утомление перейдет в переутомление. Признаки переутомления: потеря аппетита, плаксивость, снижение успеваемости, раздражительность, нарушение сна. Высокий уровень работоспособности в утренние часы, затем с 16 до 18 часов. Чтобы утомление не сказалось на здоровье необходимо соблюдать принципы режима дня: Недопустимость частых изменений; постепенность перехода к новому режиму; деятельность должна быть посильной, не превышать предела работоспособности клеток головного мозга.
Белки - служат материалом при построении тканей. Белка много в мясе, рыбе, молоке Жиры – служат источ- ником энергии. Их много в сливках, сметане, в маслах Углеводы – источник энергии, способствуют поддержанию энергии в организме. Участвуют в защитных реакциях организма (иммунитет),глюкоза, крахмал (картофель, виноград и др) Химический состав продуктов:
Достаточная, но не чрезмерная калорийность суточного рациона Обязательное использование в пище продуктов как животного, так и растительного происхождения. Правильный режим питания Употребление витаминов Поддержание кислотно-щелочного равновесия Половина желудка должна быть заполнена пищей, ¼ - водой или жидкостью и ¼ -оставаться пустой для контроля над дыханием. 99 больных страдают из-за неправильного питания. Питание должно обеспечивать гармоничное развитие и слаженную деятельность организма.
Гигиена питания От питания зависят: Рост, вес. Работоспособность. Настроение. Заболеваемость. Продолжительность жизни. В течение 70 лет жизни человек в среднем потребляет более 50 т воды, 2,5 т белков, 2 т жиров, 10 т углеводов, 0,2-0,3 т поваренной соли 0,2-0,3 т поваренной соли
Ложиться спать нужно в 22 часа. Ужин должен быть за 2-3часа до сна, свежий воздух, комфортная температура, чистота, тишина, постоянное время отхода ко сну – способствуют быстрому засыпанию. Своевременный подъем, утренняя гимнастика обязательные компоненты режима -они способствуют хорошему настрою на весь день.